Сергей Прокофьев справедливо считается одним из величайших отечественных композиторов XX века. Его творчество отличается большим разнообразием: за годы жизни в Российской империи, США, Европе и СССР Прокофьев успел создать множество оркестровых произведений, концертов, балетов, опер, а также музыку к популярным фильмам. И если при жизни композитор не всегда находил понимание, то сегодня сочинения Прокофьева знают и исполняют по всему миру.
Одаренный ребенок
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в апреле 1891 года в небольшом украинском селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. С детства он был буквально окружен музыкой. Его мама любила играть на рояле, неплохо исполняла произведения Бетховена, Шопена, Чайковского. Именно она давала первые уроки будущему композитору, привила ему вкус, любовь к серьезной музыке. Отец же, хоть и не увлекался музыкой, но относился к ней с почтением. Однажды, услышав, как сын играет на рояле, он благосклонно сказал: «благородные звуки».
Сочинять собственные произведения Прокофьев начал уже в пятилетнем возрасте, а в 9 лет он написал свою первую оперу «Великан». Талантливый мальчик впечатлил видного композитора, пианиста и педагога Сергея Танеева, который убедил своего знаменитого коллегу Рейнгольда Глиэра взять Сергея Прокофьева в ученики.
В 13 лет юноша поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у великих наставников: Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Николая Черепнина. Под их руководством он стал дипломированным композитором, пианистом и дирижером, а также освоил игру на органе. В 1914 году Сергей Прокофьев окончил консерваторию с золотой медалью и премией имени Антона Рубинштейна.
Новатор и бунтарь
Уже в молодые годы Прокофьев заслужил репутацию композитора, создающего авангардную музыку, которая часто шокировала слушателей. Он отвергал каноны романтизма, а во время учебы в консерватории не показывал некоторые свои произведения преподавателям, опасаясь, что эти смелые эксперименты приведут к его исключению. Постепенно он всё же начал публично исполнять свои сочинения.
В 1911–1912 гг. году Прокофьев написал Первый концерт для фортепиано с оркестром, а затем на свет появился Второй концерт. Эти произведения вызвали неоднозначную реакцию, но именно исполнение Первого концерта принесло композитору премию за учебу в Петербургской консерватории. Затем появились Первая симфония («Классическая»), опера «Игрок» и «Скифская сюита», представлявшая собой переработанную версию неоконченного балета «Ала и Лоллий», над которым Прокофьев работал по заказу Сергея Дягилева.
Сергей Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Несмотря на неоднозначную реакцию публики в предреволюционные годы Прокофьев получил известность, его произведения обсуждала интеллектуальная элита России. Да и после событий 1917 года композитор остался в фокусе внимания ценителей высокого искусства. Горячими поклонниками его творчества были Владимир Маяковский и Максим Горький.
Кстати, Прокофьева занимала не только музыка. Он великолепно играл в шахматы, неоднократно встречался с лучшими шахматистами своего времени. Ему принадлежала новаторская идея заменить стандартную шахматную доску на шестиугольную.
«Музыкальный большевик»
В 1917 году Прокофьев принял решение уехать из охваченной огнем революции России. Летом 1918-го он прибыл в Токио, а спустя несколько месяцев получил разрешение въехать в США. В Соединенных Штатах композитор написал первое заграничное произведение — цикл фортепианных пьес «Сказки старой бабушки». В 1919-м Прокофьев завершил работу над оперой «Любовь к трем апельсинам» — ее премьера состоялась в Чикаго в декабре 1921 года с оглушительным успехом. Впрочем, настоящей славы у консервативной в целом американской публики композитор так и не снискал, зато был удостоен звания «музыкального большевика».
В США Прокофьев познакомился со своей будущей супругой. Молодая испанская певица Каролина (Лина) Коди́на покорила его сердце — в 1923 году они поженились в городе Этталь (Германия). В 1920-х Прокофьев с семьей перебрался во Францию и обосновался в Париже, где активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым: композитор написал для антрепренера балеты «Стальной скок», «Блудный сын» и «На Днепре». В этот период Прокофьев также создал оперу «Огненный ангел» и три концерта для фортепиано с оркестром.
До середины 1930-х годов композитор активно гастролировал по США и европейским странам, дважды посещал с концертами СССР. В 1934-м он написал музыку для советского фильма «Поручик Киже», снятого по рассказу Юрия Тынянова. Это сочинение Прокофьева часто исполняется на концертах в виде оркестровой сюиты и является одним из самых известных произведений композитора. В это же время он работал над балетом «Ромео и Джульетта», премьера которого состоялась в 1938 году.
Сюита «Поручик Киже»
Еще в 1920-х Прокофьев и его супруга стали адептами «Христианской науки» — зародившегося в конце XIX века религиозного течения либерального протестантизма. Пропагандируемые «Христианской наукой» методы, по словам композитора, помогали ему настроиться перед выступлениями и формировать духовную картину мира.
Возвращение в СССР
В 1936 году Прокофьев, утверждавший, что не интересуется политикой, принял решение вернуться в Советский Союз вместе с семьей. Композитор был встречен радушно — Прокофьева обеспечили и жильем, и работой. Так, в том же 1936 году режиссер Наталья Сац попросила его написать музыкальную сказку «Петя и волк». Произведение о перехитрившем волка мальчике, созданное с целью помочь юным слушателям идентифицировать разные музыкальные инструменты, пользуется популярностью по сей день.
Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
Одновременно маэстро писал для театра и кино. Одним из самых известных произведений Прокофьева в этот период стала музыка к историко-патриотической киноленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Великая Отечественная война оказала заметное влияние на творчество композитора: Прокофьев стал чаще обращаться к патриотической тематике, создавал эпичные произведения. Среди них — оперы «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке», музыка к фильму «Иван Грозный». Кроме того, в 1940-е годы композитор создал балет «Золушка» знаменитую Пятую симфонию и ряд других произведений ставших советской классикой.
Композитор шесть раз становился лауреатом Сталинской премии, причем три из них он получил в одном только 1946 году. В 1947-м Прокофьеву присвоили звание народного артиста РСФСР. Однако уже в следующем году композитор был подвергнут критике за формализм, некоторые его работы, согласно секретному приказу Комитета по делам искусств, были запрещены к исполнению. Понадобилось личное вмешательство Сталина, чтобы приказ был отменен, хотя, по мнению музыковедов, царившая в СССР атмосфера явно ограничивала Прокофьева в творчестве.
Что касается личной жизни Прокофьева, то в конце 1930-х он завел роман со студенткой Мирой Мендельсон и вскоре ушел из семьи. В январе 1948 года они поженились, но брак с Линой Сергей Прокофьев официально не расторгал, поскольку ранее советское правительство объявило недействительными браки граждан страны с иностранцами. Лина Прокофьева была арестована в феврале 1948-го — по обвинению в шпионаже первую жену композитора приговорили к 20 годам заключения. Она вышла на свободу только в 1956 году, уже после смерти Сергея Прокофьева.
Смерть и наследие
С 1949 года здоровье Прокофьева резко пошатнулось. Великий композитор, которого современники воспринимали как живого классика, большую часть времени проводил на даче, постепенно замыкался в себе. Но несмотря на трудности, Сергей Сергеевич находил в себе силы постоянно писать очерки и музыку, вести дневники. Коллеги отмечали его удивительную способность одновременно работать над несколькими произведениями.
Маэстро скончался в Москве 5 марта 1953 года. Поскольку в тот же день ушел из жизни Сталин, кончине выдающегося музыканта пресса почти не уделила внимания. Тем не менее Прокофьев был похоронен на Новодевичьем кладбище — главном некрополе страны.
В 2016 году в Камергерском переулке в Москве был открыт памятник Прокофьеву. Память о нем увековечена в названиях улиц, фильмах, книгах, статьях. Однако самым главным памятником ему остается музыка — Прокофьев входит в число самых «исполняемых» композиторов XX века.