Спустя три года после выхода «Ариэтти из страны лилипутов» Хиромаса Ёнэбаяси снимает второй полнометражный мультфильм «Воспоминания о Марни». Он символически завершает тридцатилетнюю эпоху кипящего творческого процесса в Ghibli.
Новый проект, начатый еще во время работы над «Ветер крепчает», возник из желания режиссера компенсировать то разочарование, которое он испытал во время создания своего первого аниме.
Миядзаки убедил его представить идею нового проекта Судзуки — его покорила идея Ёнэбаяси адаптировать детский роман «Когда здесь была Марни», написанный в конце 1960-х годов британской писательницей Джоан Робинсон. Сама книга так понравилась Миядзаки, что он включил ее в свой список пятидесяти книг, которые, по его мнению, обязательно должен прочитать каждый.
Благодаря размеренному и неторопливому производству (оно заняло полтора года) Ёнэбаяси спокойно работает над аниме и выпускает его на экраны летом 2014 года. Впрочем, картина, несмотря на очень красивый сценарий, имеет недостаток — слишком медленный, а иногда и вовсе плохо выстроенный ритм. Из-за этого новое аниме с трудом привлекает зрителей: за первые десять дней проката сборы на японском архипелаге в три раза ниже, чем у первого мультфильма режиссера.
«„Воспоминания о Марни» завершают тридцать лет кипящего творческого процесса».
За несколько месяцев до этого Судзуки говорит в радиоэфире: «Ghibli — это компания, которая сначала тратит деньги на производство мультфильма, а затем выпускает его в кинотеатрах. Если работа успешна, мы можем выпустить еще одну. Финансовый успех проектов всегда сильно влияет на то, в каком направлении будет двигаться компания.
Результаты „Воспоминаний о Марни“ будут важны для нашего будущего — мнение публики и сборы определят, будем ли мы снимать новые аниме или нет. Если результаты будут хорошими, мы можем сразу же запустить в производство еще одну ленту, а если все будет наоборот, то, возможно, нам придется немного подождать».
Что произошло дальше, хорошо известно: 3 августа 2014 года, всего через пять месяцев после известий об уходе Судзуки, студия официально объявила о масштабной реорганизации и приостановке производства всех полнометражных мультфильмов до дальнейших указаний руководства. С тех пор компания сконцентрировалась на управлении правами на мультфильмы и Музее Ghibli. Возможно, вскоре она снова вернется к масштабному производству?1
1 Летом 2023 года на экраны выходит новое полнометражное аниме Хаяо Миядзаки и студии Ghibli «Как поживаете?» — Прим. ред.
«Ронья, дочь разбойника»
2014, Горо Миядзаки
«Ронья, дочь разбойника» — это результат сотрудничества студии Ghibli и Polygon Pictures для японского телеканала NHK. Аниме-сериал из 26 эпизодов по 26 минут каждый — еще один режиссерский проект Горо Миядзаки. Экранизация одноименного романа шведской писательницы Астрид Линдгрен, транслировавшаяся в Японии с осени 2014 года, стала первым проектом студии в жанре телесериала.
Автор: Эмма Маудо-Делева
До выхода «Роньи, дочери разбойника» в Ghibli никогда не создавали проекты для телевидения: до этого зрителям предлагали качественные художественные мультфильмы, производство которых полностью контролировалось студией.
Компания, стоящая за такими анимационными шедеврами, как «Мой сосед Тоторо» и «Унесенные призраками», согласилась на создание телесериала в формате 3D CGI в сотрудничестве с Polygon Pictures только из-за твердой веры Горо Миядзаки в этот проект.
Несмотря на хороший визуал и красивые акварельные пейзажи, «Ронья, дочь разбойника» все же сильно уступает первым телевизионным проектам гениальных Миядзаки и Такахаты, выпущенным во время их работы в Toei Animation («Кэн — мальчик-волк», «Ведьма Салли», «Хайди», «Конан — мальчик из будущего»). Однако это прекрасная детская сказка, которая учит жизни и любви к природе.
Медленный темп как смена времен года
Хотя Миядзаки-младший еще не достиг уровня своего отца, ему удается выйти за рамки полуторачасового формата и развернуть одиннадцатичасовую историю, в которой мы видим детские годы и затем период взросления и обучения озорной и немного строптивой Роньи.
Жаль признавать, но главным героям аниме не хватает харизмы, а харизматичные персонажи, напротив, ограничены карикатурным изображением, как, например, отец героини, катающийся по полу каждый раз, когда он чем-то недоволен!
Ронья — дочь Маттиса, злобного разбойника, который живет в замке посреди леса и занимается тем, что грабит богатых. Добычу он делит со своей женой, сильной женщиной с большими рыжими косами, и своей бандой разбойников. Его жизнь строится вокруг грабежей и ненависти к Борке, еще одному такому же недалекому разбойнику, у которого тоже есть ребенок — сын Бирк, родившийся в один день с Роньей.
«Сказка, которая учит жизни и любви к природе».
Главная героиня — всеобщая любимица, ее все балуют. Когда Ронье исполняется десять лет, ей наконец-то разрешают посмотреть мир и пойти погулять в лес. Ее жизнь проходит в атмосфере сменяющихся времен года и знакомства с окружающим миром, не причиняющих девушке каких-либо неприятностей и не создающих проблем.
Даже когда Ронья засыпает в лесу и ее будят серые гномы, злобные существа, нападающие, когда заметят человеческий страх, ей удается спастись благодаря отцу — хоть он и разбойник, это очень заботливый родитель! «Ронья, дочь разбойника» — ничем не примечательный аниме-сериал, бюджет которого гораздо скромнее, чем у признанных шедевров студии, но, впрочем, он вполне понравится детям.
«Воспоминания о Марни»
2014, Хиромаса Ёнэбаяси
Существуют аниме, после просмотра которых человек выходит из зала не таким, каким был раньше, — его взор затуманен, а сердце сжимается в груди. «Воспоминания о Марни» — одно из таких аниме.
Снятый Хиромасой Ёнэбаяси и номинированный на «Оскар» в 2015 году, этот мультфильм — доказательство того, что в будущем его создатель станет великим мэтром японской анимации. Благодаря своему индивидуальному подходу он вдохнул в проекты студии новую жизнь, превзойдя сына Миядзаки и талантом, и утонченностью произведений.
Автор: Эмма Маудо-Делева
Именно Хаяо Миядзаки привел Хиромасу Ёнэбаяси в мир большой анимации, доверив ему в 2010 году экранизацию «Ариэтти из страны лилипутов». Несмотря на то что на тот момент Ёнэбаяси уже являлся одним из ведущих аниматоров студии, сам мультипликатор, по слухам, был очень удивлен тем, что именно его выбрали режиссером картины, сценарий для которой, основанный на романе Мэри Нортон, написал сам основатель Ghibli.
В 40 лет Хиромасе Ёнэбаяси наконец предоставляется шанс проявить себя, и он с умом его использует — мультфильм, который он снимает, имеет большой успех на международном уровне (особенно в США) и в 2011 году получает премию Японской академии как лучший анимационный фильм года.
Надо сказать, что режиссер, начинавший карьеру в студии Ghibli в 1996 году в качестве младшего художника и ставший аниматором в 2001 году, внес свой вклад и в такие работы студии, как «Унесенные призраками» и «Ходячий замок».
Через два года после выхода «Ариэтти из страны лилипутов» он подписывает контракт с Горо Миядзаки и становится сорежиссером «Сказаний Земноморья». «Воспоминания о Марни», выпущенные в 2014 году, станут его вторым и последним полнометражным мультфильмом, созданным для легендарной студии. После неудачи в прокате Хиромаса Ёнэбаяси покинет Ghibli и начнет работать в студии Ponoc, основанной Ёсиаки Нисимурой, продюсером «Сказания о принцессе Кагуя».
«В Анне скрыта страсть, которая позволяет ей направить свою озлобленность в другое русло — рисование».
Анна: трудности переходного возраста
После создания образа маленькой Ариэтти, веселой и полной жизни, Хиромаса Ёнэбаяси рисует совершенно отличную от нее героиню. Анна — девочка-подросток, периодически испытывающая трудности в общении со своей «тетей», которая на самом деле является ее приемной матерью. Героиня не только неприветлива и замкнута в себе, но и не имеет друзей, ей трудно сдерживать свой сложный характер.
Страдающая от перепадов настроения и апатии, вызванных тем, что ее муж постоянно находится на работе, тетушка решает отправить девочку в деревню, к берегу моря, чтобы та подлечила свою астму, а сама женщина могла ненадолго отдохнуть от ее подросткового бунтарства.
Когда Анна была ребенком, ее родители погибли при невыясненных обстоятельствах. Главная героиня — девушка с довольно сложным характером. Она не слишком заботится о собственном здоровье и страдает от приступов тревоги, которые буквально парализуют все ее тело. Однако сельская местность, свежий воздух, любовь добрых людей, которые радушно принимают героиню у себя, начинают постепенно смягчать ее суровую натуру.
Бродя по окрестностям, девушка выходит к загадочному большому особняку, отделяющемуся от суши при каждом приливе. Темноволосая бунтарка, Анна отвергает все женственные вещи: она возмущается, когда ей приходится идти на деревенский праздник в традиционном кимоно. Она не выносит других девочек, которых считает вредительницами, и жестоко отвергает их дружбу. Единственная, кто получает ее расположение, — блондинка Марни, девушка, живущая в особняке.
Марни: легкость бытия
В Анне скрыта страсть, которая позволяет ей направить свою озлобленность в другое русло — рисование. Она пристально вглядывается в таинственную усадьбу и, как ни парадоксально, несмотря на то что она рисует ее каждый день, поместье не становится более понятным и обычным. Словно в рассказах Эдгара Аллана По, зритель чувствует, что что-то не так, что здесь скрыт какой-то подвох.
Искусство Хиромасы Ёнэбаяси состоит в том, чтобы взять нас за руку и, подобно Анне, заставить исследовать жизнь Марни, такую прекрасную, яркую и полную жизни. Он играет контрастами, физически противопоставляя двух молодых девушек: Анну, не слишком чувствительную коротковолосую брюнетку с удивительными темно-синими глазами, и Марни, легкомысленную кокетку европейской внешности с длинными светлыми волосами и платьями как будто из другой эпохи, словно она пришла к нам из другого времени.
В моменты, которые Марни проводит с Анной, она чувствует себя свободной и не вспоминает о раздражающей ее гувернантке. Она живет как будто в таком же подвешенном состоянии, что и ее дом, нависший над водой, и все же остается немногословной с Анной, оберегая свою тайну.
Девушки с уверенностью говорят о своей дружбе, клянутся увидеться снова, но встречают друг друга они только в конце дня, после наступления темноты, и, когда Анна однажды пропускает назначенную встречу, таинственная Марни исчезает. Появление в поместье новой семьи не проясняет загадку — но Анна по-прежнему уверена в существовании Марни.
Загадка происхождения
В противовес серьезным или драматическим персонажам, каковыми являются Анна и Марни, ключ к развязке несут два других героя: Саяка, комичная молодая девушка, которая приходит в особняк, находит дневник Марни и проводит свое расследование; и художница, которая помнит об этом месте и позволяет Анне разгадать загадку его происхождения и наконец-то начать двигаться дальше. «Воспоминания о Марни» — довольно необычный мультфильм в фильмографии студии Ghibli.
Снятое по роману Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни» аниме, несмотря на все свои несомненные достоинства, не имело того успеха, на который рассчитывали создатели. Однако после Хиромаса Ёнэбаяси снова взял в руки кисти и начал работу над новым проектом «Мэри и ведьмин цветок», спродюсированным студией Ponoc — полнометражным мультфильмом, который соответствует всем стандартам школы Ghibli!
«Красная черепаха»
2016, Михаэль Дюдок де Вит
Сам факт разработки «Красной черепахи» стал неожиданностью. Это совместная работа японских, французских и бельгийских аниматоров, снятая голландским режиссером во французской студии Prima Linea. Художественным руководителем проекта стала Ghibli. Универсальный мультфильм Михаэля Дюдока де Вита — это шедевр, отмеченный наградами многочисленных фестивалей.
Автор: Матье Пинон
После окончания университета в 1978 году 25-летний Михаэль Дюдок де Вит несколько лет трудился в лондонской студии Ричарда Пердума1, а затем начал работать на себя. Дюдок де Вит стал известен благодаря своим анимационным рекламным роликам, созданным по заказу крупных компаний вроде United Airlines и AT&T.
1 Владельцы коллекционного Blu-ray-издания «Красавицы и чудовища» 2010 года найдут среди дополнительных материалов забытую первую версию фильма, режиссером которой должен был стать Пердум.
Его первый короткометражный мультфильм 1992 года, «Том Свип», привлек внимание жюри различных фестивалей. Два года спустя анимационный фильм «Монах и рыба» получит премию «Оскар», а в 2000 году еще одна статуэтка достанется режиссеру за мультфильм «Отец и дочь».
«Аромат чая» — его последний короткометражный фильм, показанный на фестивале в 2006 году. После десятилетнего перерыва Дюдок де Вит сенсационно возвращается на экраны со своим первым за долгое время полнометражным мультфильмом, получившим поддержку широкой публики и критиков, а кроме того, студии Ghibli.
Мистер и миссис Робинсон
Единственный выживший после кораблекрушения мужчина оказывается на необитаемом острове. Приспособившись к новой жизни охотника-собирателя, он прилагает все усилия, чтобы вернуться к цивилизации.
Однако каждая его попытка заканчивается неудачей: гигантская красноухая черепаха неизменно разрушает его самодельный плот. Но зачем ей его сдерживать? Как он может победить такого противника? И противник ли она вообще?
Трудно сказать об этом мультфильме больше, не испортив при этом удовольствие от узнавания его сюжета. В мультфильме Дюдока де Вита встречаются темы из его предыдущих работ (ожесточенная борьба с морским существом в «Монахе и рыбе», жизненный путь в «Отце и дочери»), но к ним добавляется новая метафора, которая оправдывает сюжетные повороты.
«Красная черепаха» — это мультфильм, в котором мы наблюдаем за всей жизнью Робинзона. Это универсальное произведение, которое тем не менее будет восприниматься зрителями по-разному в зависимости от их характеров и биографии. Универсальность картины усиливается благодаря отсутствию каких-либо диалогов на протяжении 80 минут.
Как и во всех предыдущих работах де Вита, напряжение, витающее в воздухе в течение определенного периода времени, могло бы затянуться и заставить зрителей скучать; здесь же, напротив, оно только усиливает атмосферу затерянного острова, перемежаясь с нежной партитурой Лорана Переса дель Мара («Невероятная тайна Лулу»). Из-за того, что в мультфильме отсутствуют диалоги, все внимание зрителя полностью сосредоточено на трансформации персонажей (а здесь есть чему удивляться).
Остров между небом и водой
Аналогичным образом свою многогранность раскрывает остров, на котором происходит действие произведения: он то враждебен, то дружелюбен и щедр на природные дары. Так много вариаций возникает благодаря искусному изображению света и кропотливой работе над фоном: после создания первых набросков угольные эскизы сканируются, а затем раскрашиваются с помощью компьютера. Все это дополняет чувство построения кадра Дюдока де Вита: вертикаль бамбукового леса объединяется с горизонталью пляжа с помощью живых изгибов, свойственных природе острова.
Каждый статичный кадр, за исключением редких вынужденных движений «камеры», можно рассматривать как настоящую картину, за кажущейся простотой которой скрывается глубокий смысл. Мельчайшие детали оказываются вписаны в сложнейшую композицию, что отсылает нас к стилю «чистых линий» бельгийского комиксиста Эрже1. С точки зрения эстетики мультфильм настолько прекрасен, что может заставить зрителей пустить слезу. Это, несомненно, заслуга Ghibli.
1 Этот стиль используется, например, в «Приключениях Тинтина». — Прим. ред.
Универсальный язык
Очарованный короткометражными мультфильмами голландца, Исао Такахата связывается с ним, чтобы предложить поддержать его будущий полнометражный проект от лица студии Ghibli. К великой радости Такахаты и Миядзаки (после просмотра «Отца и дочери» Миядзаки тоже подумывал о сотрудничестве с ним), Дюдок де Вит сразу же соглашается.
Во время разработки проекта голландскому режиссеру приходится находиться то в Ангулеме, где отрисовывается мультфильм, получивший финансирование от французских (Why Not, Wild Bunch) и бельгийских (Belvision) компаний, то в Токио, где он прислушивается к советам от опытных мастеров.
«Они дают мне советы, — говорит Дюдок де Вит в интервью, — но добавляют при этом, что это мой мультфильм и я должен сам решать, следовать им или нет <…> Уважение, с которым они относятся к выбору самого автора, независимо от финансовых соображений, просто поражает»2.
Впрочем, когда Дюдок де Вит предлагает изменить сцену с морским приливом после произошедшего цунами 2011 года, студия решительно возражает! Этот отрывок без преувеличения и пафоса показывает стихийное бедствие.
Мультфильм получил специальный приз жюри «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, открыл кинофестиваль в Анси и поразил сообщество международных критиков… Но не японскую публику.
Через неделю после выхода на экраны мультфильм собрал в девять раз меньше зрителей, чем «Форма голоса»3, также вышедшая 17 сентября (329 тысяч долларов против 2 миллионов 771 тысячи)! Удар, напоминающий нам, что гораздо больше, чем студия Ghibli, зрителей в кинотеатры привлекает именно имя Хаяо Миядзаки.
2 Интервью с Дидье Пероном для Libération, 28 июня 2016 г.: http://next.liberation.fr/cinema/2016/06/28/la-tortue-rouge-je- voulais-une-qualite-de-silence_1462691
3 Фильм снят по одноименной манге Ёситоки Оимы; в России мангу выпустило издательство «Истари Комикс».
Фото: © Studio Ghibli — Wild Bunch — Why Not Productions — Arte France Ciném1a — CN4 Productions — Belvision — Nippon Television Network — Dentsu — Hakuhodo DYMP — Walt Disney Japan — Mitsubishi — Toho
Отрывок из книги «Студия Ghibli. Все, что нужно знать о колыбели анимационных шедевров». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2023.
Читайте книгу целиком
Студия Ghibli не просто ознаменовала своим появлением новую эпоху в японской анимации, но и в корне изменила мир мультипликации. Усилиями главных мастеров во главе с Хаяо Миядзаки были созданы несколько десятков потрясающих мультфильмов со своей уникальной стилистикой и неповторимым визуальным языком. Но как это стало возможным? Все ответы в этой книге!