⛏ Копать здесь. Где и как образуются самые большие самородки золота? Новая гипотеза геологов

Немного электричества — и драгоценности растут как на дрожжах

3 сентября 2024Обсудить

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

Midjourney

Ученых уже давно ставит в тупик загадка формирования крупных золотых самородков, которые очень часто находят в кварцевых жилах. Авторы нового исследования, геологи из Университета Монэш (Австралия), как кажется, раскрыли этот секрет — они пришли к выводу, что в основе процесса образования слитков золота в прожилках кварца лежит электрический ток, возникающий в результате землетрясений.

Стандартное объяснение появления золотых отложений в кварцевых жилах состоит в том, что золото осаждается из горячих потоков насыщенной водой жидкости, когда те протекают сквозь трещины в земной коре. По мере остывания этой жидкости в ней происходят химические реакции, в результате которых золото выпадает в осадок и застревает в кварцевых жилах.

«Однако эта теория не объясняет, почему же там формируются огромные золотые самородки, особенно если учесть, что концентрация золота в этих потоках чрезвычайно низка», — обращает внимание Крис Войси, ведущий автор исследования, результаты которого опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Как в земле образуется золото

Войси и его коллеги выдвинули идею о том, что в основе образования золотых слитков лежит пьезоэлектрический эффект — хорошо известно, что когда кристаллы кварца подвергаются деформации, они начинают генерировать электрический заряд. Ученые предположили, что источником такой деформации кристаллов кварца могут быть землетрясения.

Согласно этой гипотезе, с каждым новым сотрясением земной коры электрически заряженные кристаллы кварца притягивают к себе наночастицы золота из окружающей жидкости. Поскольку у золота есть тенденция осаждаться на уже сформировавшихся «зернах», каждое землетрясение приводит к постепенному росту точечных золотых отложений в кварцевых жилах.

Эти зачатки самородков покрываются все новыми слоями золота, и в результате могут достигать очень крупных размеров.

<p>Крис Войси</p>

«В сущности, кварц является изолятором и работает как природная батарейка, а золото является проводником и выступает в роли электрода. Таким образом, с каждым сейсмическим стрессом кварц медленно аккумулирует в себе все больше золота».

Войси и его коллеги протестировали свою гипотезу, проведя эксперимент, в ходе которого кристаллам кварца, погруженным в богатую золотом жидкость, искусственно создали условия, в которых они находятся во время землетрясения. Результаты эксперимента подтвердили верность предположения ученых о том, что в основе формирования золотых самородков в кварцевых жилах лежит пьезоэлектрический эффект.

Чем хорош гольден — недавно придуманный материал из золота толщиной в один атом, мы рассказывали здесь.