Несколько молодых военнообязанных мужчин из России около года назад прибыли в аэропорт Инчхон на территории Республики Кореи, чтобы получить там статус беженцев. Но попасть в государственный центр содержания мигрантов им до сих пор не удалось, как минимум трое из россиян до сих пор проживают в аэропорту.
Накануне информагентство Yonhap сообщило, что Национальная комиссия Кореи по правам человека (НКПЧ) рекомендовала администрации аэропорта расширить пространство для россиян в зоне ожидания вылета, а также улучшить для них питание и условия жизни.
В обращении НКПЧ отмечается, что пребывание в зале ожидания вылета в течение длительного периода времени может противоречить человеческому достоинству и ценностям, предусмотренным конституцией в отношении приема пищи, сна, физических упражнений и медицинского обслуживания. Комиссия попросила Минюст разместить россиян в отдельном помещении вне аэропорта и обеспечить гарантированное питание, медобслуживание, возможность заниматься физкультурой.
Что известно о россиянах, которые живут в аэропорту в Корее
Мужчины спешно покинули страну вскоре после объявления частичной мобилизации 21 сентября 2022 года. В Сеуле им не удалось сразу после приземления получить статус беженцев, местный Минюст отклонил их заявки, ссылаясь на то, что уклонение от воинской службы не является основанием для присвоения такого статуса иностранцу. Россияне обжаловали решение министерства, и почти через полгода пребывания в Корее окружной суд встал на их сторону, но чиновники подали новую апелляцию в вышестоящий суд. Пока тянутся разбирательства, мужчины живут в аэропорту.
Как сообщали ранее зарубежные СМИ, россияне живут в крошечной каморке, расположенной в стерильной зоне, где прямо на полу расстелены одеяла. На момент публикации одной из статей в январе 2023 года вместе с россиянами там жили еще восемь человек. По данным на начало марта, вместе с одним из россиян в комнате ночевали 15 человек.
У мигрантов есть душ, но работает он ненадежно, горячей воды может не быть целый месяц. Стирать белье вынужденным переселенцам приходится в раковине общественного туалета. В аэропорту застрявших иностранцев бесплатно кормят три раза в день: утром и вечером булочка с апельсиновым соком, днем на обед курица и рис.
Россияне не могут оплачивать еду своими банковскими картами из-за санкций против России, поэтому пытаются познакомиться с русскоговорящими туристами, вылетающими в Казахстан, чтобы те дали им немного наличных в обмен на денежный перевод. На эти деньги они покупают еду в одной из точек фастфуда. Магазины беспошлинной торговли эмигрантам недоступны из-за отсутствия билетов и паспортов — документы у них изъяли.
Юридические сложности
По словам адвоката россиян Ли Джонг-Чана, дела эмигрантов похожи на многочисленные случаи граждан Йемена и Сирии, которые прибывают в Корею из-за войны у себя на родине. Так, несколько сотен жителей Йемена в 2018 году застряли на курортном острове Чеджудо, куда прилетели рейсами бюджетной авиакомпании из Куала-Лумпура, пока был возможен безвизовый въезд, рассчитывая, что это будет трамплином для попадания в материковую Корею. Но им запретили въезд, а безвизовый режим для курорта вскоре пересмотрели.
Практика показывает, что большинству из йеменцев и сирийцев Корея отказывала в статусе беженца, но предоставляла гуманитарные визы на год, говорит юрист. Это означает, что люди могут жить в стране, не опасаясь выдворения, но они не обладают всеми правами и льготами корейцев и иммигрантов, при этом для таких лиц существует много ограничений. Тем не менее, иногда даже этот вариант лучше остальных.
Республика Корея одобряет менее 1% всех заявок на статус беженца. Например, в 2019 году правительство удовлетворило 79 из почти 15 500 прошений. Для сравнения, даже в Соединенных Штатах, известных строгостью к нелегалам, официально беженцами становятся 10% прибывших.
О приключениях россиян, которые проникли в США через южную границу вместе с мексиканскими мигрантами, мы рассказывали здесь.