Парик — ровесник человеческой цивилизации. В разные эпохи этот аксессуар использовался для защиты от солнца, служил атрибутом знати и маскировал болезни. Особую популярность приобрели мужские парики в XVII–XVIII веках. А потом эта мода неожиданно закончилась — но ее отголоски сохранились до наших дней.
От ритуальных головных уборов до аксессуара аристократов: историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов рассказал, как возникла мода на мужские парики и почему она угасла.
Ритуальные дреды и защита от солнца: парики древнего мира
Впервые мужчины начали использовать парики еще в первобытном обществе. Тогда этот аксессуар представлял собой кусочки войлока и шерсти, сплетенные в своеобразные «дреды». Крепился подобный «парик» к собственным волосам при помощи глины. Конструкция украшалась перьями и растениями. Есть предположение, что такие доисторические парики носили ритуальный характер или же использовались во время охоты.
Во времена древних цивилизаций Востока о париках не забыли. Об этом свидетельствуют записи из Вавилона, Ассирии, Египта и Шумерского царства. В Древнем Египте изготавливали парики из конского волоса, овечьей шерсти или пакли, а для знати и фараонов — из натуральных человеческих волос.
Парики носили все слои населения, и это было обусловлено двумя факторами. Первый из них — религиозный: юноши и девушки жертвовали волосы богам. Второй связан с гигиеной — климат на берегах Нила влажный и жаркий, из-за чего в волосах заводились паразиты. Кроме того, в жару такой головной аксессуар защищал от теплового и солнечного удара.
Изготовление парика занимало очень много времени, требовало сноровки и терпения. Чаще всего парики были черными, и лишь во времена заката Древнего Египта их стали красить в желтый и синий цвета.
В Древнем Риме и Древней Греции парики носили только женщины. С помощью накладок и шиньонов они создавали всевозможные сложные конструкции с кудрями. Мужчины же во времена Античности отдавали предпочтение стрижкам.
Как началась мода на мужские парики?
В Средневековье ношение париков было под строгим запретом церкви. Нарушителей ждало максимально суровое наказание — смертная казнь.
Вернула парик в обиход английская королева Елизавета I. В молодости у нее были шикарные рыжие волосы, но, как полагают некоторые историки, из-за перенесенной оспы Елизавета облысела. Монарх без волос — настоящий позор, поэтому для нее изготовили парики. В гардеробе королевы насчитывалось более 80 париков разных оттенков рыжего.
Мода на мужские парики тоже началась с монарха. Людовик XIII, король Франции, с годами стал лысеть. Это было непозволительно для человека, венчанного на царство. Поэтому Людовик распорядился создать для него парик, который бы скрыл процесс старения. На его сына, Людовика XIV, напуганного ранним облысением отца, работали уже десятки парикмахеров. В результате появился аллонж — парик, напоминающий массивную львиную гриву и символизировавший высокий социальный статус.
От пышности к сдержанности
Пышные парики с целыми каскадами локонов, придававшие владельцу особую представительность, вошли в моду и в Англии, а также и в других европейских странах. Аллонж стал символом достатка, и стоимость париков резко возросла. Цена на средний по сложности парик доходила до 20-25 шиллингов, что составляло недельную зарплату рабочего. А самые роскошные королевские парики могли стоить целое состояние — более 800 шиллингов.
Любой уважающий себя мужчина должен был менять парики несколько раз в день: черный на утро для завтраков и деловых визитов, коричневый для дневных прогулок, а светлый для вечерних мероприятий и торжеств. Добиваться белизны париков помогали пудра и мука. Существовали и рыжие парики, но это огненное удовольствие было доступно только королям и, за редким исключением, богатым герцогам.
Торжественные парики были огромны и представляли собой сложную конструкцию. Хранить их было непросто, так как они распадались на волоски и пряди. Чтобы справиться с этим, на ночь их смазывали свиным жиром, отчего в париках заводились не только паразиты, но и грызуны. Есть документированные свидетельства конфузов, когда на званом ужине у достопочтенных господ мыши падали в тарелки из париков.
Далеко не все могли позволить себе такие дорогие аксессуары, к тому же требующие постоянного внимания и ухода. Поэтому вместо натуральных волос парики часто изготавливали из конского волоса, овечьей шерсти, собачьих хвостов. Если дела с финансами обстояли совсем неважно, то в ход шла конопля и водоросли, в Америке — волокна кукурузы.
В России парики появились вместе с модной реформой Петра Великого. Впрочем, по свидетельству современников, сам царь пышные прически не жаловал, а однажды повелел изготовить короткий (тогда — совсем немодный) парик из собственных волос.
Но вскоре парики действительно уменьшились в объеме. Их полагалось носить не только в соответствии со светским этикетом, но и по армейскому уставу, такие уборы были удобнее громоздких аллонжей, да и доступнее. Ко второй трети XVIII века они приобрели более простую конструкцию.
Один из распространенных типов предполагал небольшую косичку и букли у висков (в подобные прически во второй половине XVIII века укладывали и собственную шевелюру), в целом же фасоны париков были разнообразны, и их все так же полагалось пудрить.
Именно в XVIII веке в русском языке появилось слово «парикмахер», то есть, в переводе с немецкого, «изготовитель париков» — лишь позже его значение расширилось.
Прихоть или необходимость?
Однако историки считают, что главной причиной популярности париков стала не мода, а страшная эпидемия сифилиса. Английский хирург Уильям Клоуз в 1580 году писал, что в больницах не хватало коек для зараженных. В это время при дворе стали массово использовать парики и косметику — это помогало скрыть следы болезни. Пышные конструкции прятали лысины и язвы, а пудра и масла для париков скрывали неприятный запах.
Кроме того, в XVI–XVIII веках церковь пропагандировала запреты на частое мытье. Из-за этого абсолютно все страдали от вшей. В парики прятали баночки с маслами и медом, чтобы переманить туда вшей из волос. Зараженные парики отправляли парикмахерам, которые обрабатывали аксессуар кипятком и вручную убирали яйца паразитов.
Когда мужчины отказались от париков
К концу XVIII века мода на парики среди мужчин, продержавшаяся около полутора столетий, прекратилась. Этому способствовало и развитие медицины, но решительно разделалась с париками Великая французская революция — все, что было связано с монархией, оказалось не в почете. А в Англии в 1795 году премьер-министр Уильям Питт ввел налог на пудру для париков, что быстро вытеснило этот аксессуар из джентльменского гардероба.
Мужские парики исчезли почти на целое столетие как модный элемент. Их носили только те, кто хотел скрыть облысение. И лишь в 1870-е среди мужских аксессуаров появились накладки из фальшивых волос, помогавшие создать модную в то время прическу как у популярного французского артиста Виктора Капуля, — «ля капуль». Но эта мода продлилась недолго, и от них отказались, отдав предпочтение стрижкам.
Атрибут субкультур и дань традиции
В 80-е годы прошлого столетия произошел короткий бум на мужские парики. Стиль диско подразумевал модные стрижки, для чего некоторые мужчины носили накладки, чтобы добиться эффекта стрижки маллет.
В следующее десятилетие мода на мужские накладные волосы перешла к чернокожему населению США. Поклонники рэп-культуры вплетали искусственные пряди в косички, дреды и брейды (косы в африканском стиле, плотно прилегающие к голове), чтобы показать свою идентичность. Это актуально и по сей день.
Кроме того, парики остались атрибутом судебного дела в Великобритании. Причем они с исторической точностью повторяют изделия прошлого. Дело в том, что в Англии существует определенный регламент судебных процессов. В него вписывается и униформа, куда входит мантия, белый воротник и парик. Барристеры, ведущие судебные дела, носят парик, покрывающий лишь половину головы, а судьи — полностью покрывающие голову аллонжи. Так участникам процесса проще скрыть свою личность, чтобы родственники или сообщники подозреваемого не смогли найти их в реальной жизни.
Современные мужчины не носят парики, если они не приверженцы определенной субкультуры. Однако в странах Азии, особенно в Китае, очень развито использование накладок, скрывающих раннее облысение. Порой их не отличить от настоящих волос, так как эти аксессуары делаются из высококачественного канекалона на силиконовой основе, имитирующей человеческую кожу. Такую накладку крепят на специальный клей, который позволят избежать конфузов при сильных порывах ветра.
История мужских париков богата на яркие моменты, но сильная половина человечества вряд ли вернется к ним из-за их неудобства и неактуальности — и оставит накладные волосы нуждающимся в маскировке лысины и артистам.