В России и других странах СНГ проживает примерно полмиллиона этнических корейцев. Из них около 200 тысяч живут на территории Узбекистана, примерно 100 тысяч в Казахстане и несколько десятков тысяч — в России. В совокупности это крупнейшая по численности корейская диаспора после Китая, Америки и Японии.
«Вокруг света» рассказывает, как выходцы из Кореи буквально в одночасье попали в Среднюю Азию и как им удалось сохранить свою идентичность.
Появление дальневосточной корейской общины
Первая волна миграции корейцев в Российскую империю возникла в 1860-х, когда из-за перенаселенности и плохой плодородности почв крестьяне из Кореи под угрозой голодной смерти устремились в Приморье, создав там первые приграничные поселения. Процесс не прекращался в течение нескольких десятилетий, а после поражения России в войне с Японией 1904–1905 гг. и последовавшего превращения Кореи в протекторат Японии поток мигрантов усилился — помимо крестьян, в Россию начали перебираться и противники японской оккупации.
В 1910 году в Приморской области Российской империи насчитывалось 50 тысяч корейцев, а к 1917-му число живших на Дальнем Востоке корейцев, по некоторым данным, превысило 100 тысяч человек.
Еще около 50 тысяч корейцев были принудительно переселены на доставшуюся Японии часть острова Сахалин в качестве рабочей силы в годы Второй мировой войны. На остров были отправлены жители преимущественно южных провинций Кореи, что сыграло важную роль в дальнейшей судьбе этих людей. После поражения Японии во Второй мировой войне СССР достался весь Сахалин, а в Корее вскоре началась новая война, разделившая прежде единую страну на Северную и Южную Корею.
Впоследствии большинству из переселенных не удалось вернуться домой, при этом сахалинские корейцы рассматриваются исследователями отдельно от основной диаспоры, сформировавшейся в СССР.
Сталинская депортация
На заре советской власти среди дальневосточных корейцев было немало тех, кто поддержал идеи революции и коммунизма. Некоторые представители диаспоры участвовали в Гражданской войне на стороне большевиков. Уже в 1920-х новая власть задумалась о частичном расселении компактно проживающих у границы корейцев по экономическим соображениям, но в 1937-м их сменили соображения политические.
Под предлогом борьбы со шпионажем и пресечения иных контактов корейцев с Японией в августе 1937 года было принято постановление о принудительном выселении корейского населения в Казахскую и Узбекскую ССР. Незадолго до этого ряд активных представителей диаспоры подвергся репрессиям.
Полный текст постановления Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) о депортации корейцев, подписанного Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. Это был первый эпизод массовой депортации в СССР по национальному признаку
Депортация корейцев заняла два месяца и завершилась в конце октября 1937-го. Всего в Среднюю Азию были выселены почти 172 тысячи человек — больше, чем предполагали первоначальные планы.
«Корейцам давали минимальный срок на сбор вещей, а потом грузили в подготовленные эшелоны, по 5-6 семей в товарный вагон. В этих вагонах для перевозки скота и двинулись 170 тысяч корейцев Дальнего Востока на новое место жительства, в Среднюю Азию. Эшелоны прибыли туда в начале зимы 1937-38 гг. Первую зиму пришлось провести в наспех построенных землянках, в которых умерло много детей и стариков (треть всех грудных младенцев не пережила той страшной зимы)», — писал в начале 2000-х в статье «Корейцы СНГ: страницы истории» востоковед Андрей Ланьков.
Депортированные были заняты в сельском хозяйстве, вести которое было непросто: в Казахстане корейцев ждала засуха, в Узбекистане — заболоченная почва. Однако, несмотря на трудности, уже в первые годы после депортации корейцы смогли добиться высоких урожаев риса, хлопчатника и других культур. После начала Великой Отечественной войны многие из переселенных были направлены на принудительные работы в шахтах и на стройках в так называемую «Трудармию». При этом историки отмечают, что в правах депортированные корейцы были поражены несколько меньше по сравнению с представителями других выселенных народов. В частности, им не запрещалось получать высшее образование или занимать местные партийные должности.
Частичная реабилитация депортированных корейцев произошла в 1950-е годы, начавшись после смерти Сталина. Тогда среди прочих были отменены ограничения на выезд за пределы Средней Азии и службу в армии. В то же время некоторые негласные запреты для представителей некоторых нацменьшинств, включая корейцев, продолжали действовать вплоть до Перестройки и распада СССР. И только в 1993 году Верховный Совет РФ принял решение о политической реабилитации депортированных корейцев как жертв репрессий.
Формирование корё-сарам
Послабления 1950-х дали многим корейцам возможность оставить сельскую местность и перебраться в города ради получения образования и освоения новых профессий — они становились врачам, инженерами, учеными. Хотя некоторым депортированным удалось вернуться на Дальний Восток, связь корейцев в СССР с исторической родиной была утрачена: слишком сильно депортация повлияла на их культуру и образ жизни.
В это же время среди потомков переселенцев началось формирование этнической группы «корё-сарам». Это самоназвание, возникшее еще в начале XX века, буквально означает «Народ Корё», отсылая к названию существовавшего в X–XIV вв. корейского государства.
У диаспоры сформировался свой язык корё-мар, основанный на диалекте корейского, распространенном среди первых переселенцев, и подвергшийся влиянию русского языка. Последний стал родным для выросших в СССР корейцев, а возможность выучить литературный корейский язык у них появилась только с распадом СССР.
Также у советских корейцев возникли свои блюда, соединившие корейские кулинарные традиции с традициями советских республик. Например, рецепт популярного салата «Морковь по-корейски» был создан депортированными в Среднюю Азию корейцами как альтернатива традиционной острой капусте кимчи.
В итоге представителям корё-сарам удалось в равной степени сохранить самоидентификацию и внести весомый вклад в развитие советских республик. Так, в 2017 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил заслуги корейцев в деле социально-экономического развития республики в прошлом и настоящем.
«Ни одна из корейских диаспор мира не смогла добиться такого статуса в социальной структуре общества и таких достижений, как корё-сарам, особенно корейцы Центральной Азии», — отмечает исследователь Валерий Хан в монографии «Историография корейцев Центральной Азии».
ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ
Отрицательная динамика
По данным последней переписи населения СССР, проведенной в 1989 году, в стране проживали около 440 тысяч корейцев. Из них 183 тысячи жили в Узбекской ССР, 107 тысяч в РСФСР и 103 тысячи в Казахской ССР. Перепись населения России 2002 года показала, что в стране жили 145 тысяч корейцев, а в 2010-м этот показатель вырос до 153 тысяч. Однако в материалах переписи, проведенной в 2021 году в условиях пандемии, указано что в России живут всего 88 тысяч корейцев.
Взгляд в будущее
Кончина СССР и открытие границ дали советским корейцам возможность больше узнать о своих корнях, восстановить утраченные традиции, выучить современный корейский язык и приехать в Корею в качестве туристов или репатриантов. В Южной Корее последних сейчас насчитывается порядка 100 тысяч, а в 2018 году в стране была учреждена ассоциация этнических корейцев из Средней Азии, помогающая репатриантам отстаивать свои интересы.
По словам исполнительного директора Ассоциации корё-сарам в Южной Корее уроженки острова Сахалин Жанны Тен, сейчас на законодательном уровне в Южной Корее представители корё-сарам образуют общую группу мигрантов, представители которой росли в условиях симбиоза разных культур, но были объединены целью сохранения своей национальной идентичности.
Впрочем, многие потомки когда-то переселившихся в Приморскую область корейцев не спешат возвращаться — с исторической родиной их связывают только корни, тогда как в Узбекистане, России или Казахстане прошла вся их жизнь. И если условия не станут хуже, а горизонт возможностей не сузится, то уже представители молодого поколения корё-сарам вслед за предками пополнят списки выдающихся деятелей науки, культуры и искусства бывших советских республик.