Космический фейерверк: посмотрите какую красоту запечатлел телескоп «Джеймс Уэбб»

В кадре: звезда-бабочка

4 июля 2024Обсудить

Снимок камерой MIRI

NASA, ESA, CSA, STScI

Далекий космос, созвездие Телец. Космический телескоп «Джеймс Уэбб» прислал на Землю красочный снимок юной протозвезды L1527, расположенной на расстоянии около 460 световых лет от нашей планеты. Кажется, будто на нем изображены песочные часы или летящая сквозь космос бабочка.

Кадр в красно-синих тонах был сделан при помощи установленной на телескопе камеры MIRI, работающей в среднем инфракрасном диапазоне. В 2022 году «Уэбб» запечатлел L1527 с помощью камеры NIRCam ближнего инфракрасного диапазона. Изучение этих снимков должно помочь ученым лучше разобраться в том, как происходит процесс образования новых звезд.

Снимок камерой NIRCam

NASA, ESA, CSA, and STScI. Image processing: J. DePasquale, A. Pagan, and A. Koekemoer (STScI)

По астрономическим меркам L1527, расположенная в одноименной газопылевой туманности, очень молода — возраст этой протозвезды составляет всего около 100 тысяч лет. На снимках видно, как она продолжает аккумулировать вещество из окружающего ее протопланетного диска — черной полосы, которая как бы «разрезает» будущую звезду пополам. Облако, похожее на крылья этой невероятной бабочки, состоит из выбрасываемых вращающейся протозвездой смеси газов и пыли (красноватая зона в центре снимка, сделанного MIRI) и полициклических ароматических углеводородов (ПАУ, сине-голубая часть «крыльев»).

Постепенно L1527 »сбросит крылья» и, набрав достаточную массу, превратится в настоящую звезду, которую можно будет увидеть с Земли при помощи оптических телескопов. Впрочем, закончится этот космический фейерверк еще очень нескоро.

Напомним, не так давно снимок «Джеймса Уэбба» помог ученым создать трехмерную модель «Столпов Творения» — знаменитого скопления межзвездной пыли и газа, расположенного на расстоянии около 7000 световых лет от Земли.