Субкультура байкеров ассоциируется с одеждой из кожи, джинсами и банданами. Когда появился и как менялся образ сурового мужчины на мотоцикле, рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов.
Джентльмены на мотоциклах
29 августа 1885 года появился первый мотоцикл. Изобретатель Готтлиб Даймлер из Германии получил патент на велосипед с моторчиком, который и стал прародителем современных байков.
В конце XIX века мотоцикл был роскошью, который покупался богатыми людьми не как средство передвижения, а для развлечения — например, чтобы добраться с ветерком до озера или соседской дачи.
В седле мотоцикла в то время сидел джентльмен, который обязан был выглядеть в духе традиций. Поэтому первые «байкеры» носили твидовые пиджаки по последней моде, плоские кепки и высокие сапоги, чтобы не травмировать ноги. В общем, одежда первых мотоциклистов ничем не отличалась от костюма для верховой езды.
Рукавицы для байкера
В 1900-е к костюму мотоциклистов добавились рукавицы. Это обусловлено тем, что мотоциклы стали быстрее, тяжелее и маневреннее. Приходилось защищать руки от ветра и низких температур, так что рукавицы стали неотъемлемой частью экипировки — это доказывают фотографии полицейских и военных начала ХХ века.
Первые куртки-косухи
Еще десятилетие спустя появились мотоклубы, и устраиваемые ими гонки на мотоциклах быстро стали популярны у публики. Для спортсменов была придумана униформа: яркие облегающие свитера, на которые нашивались логотипы спонсоров и эмблемы клубов. Но такая экипировка не защищала от дождя, ветра и снега. Поверх свитеров любители гонок попробовали надевать кожаные плащи военного образца, однако ездить в них было неудобно.
Ситуацию изменил заядлый мотоциклист Ирвинг Шотт, который владел небольшой швейной фабрикой в США. Он оценил удобство курток-авиаторов и подогнал эту модель под любимое хобби. Так в 1928 году началась история самого знаменитого элемента байкерского гардероба: появилась первая кожаная куртка Perfecto, названная в честь любимой сигары Ирвинга Шотта.
В начале 1940-х компания Шотта получила первый крупный военный заказ на пошив курток, но не для мотоциклистов, а для летчиков. Ирвинг Шотт взял за основу куртки-бомберы, которые стали популярны еще в Первую Мировую войну. Куртки Шотта отличались тем, что выполнены были из бычьей кожи, имели карманы на молнии, пояс и, конечно же, знаменитую косую застежку от левого плеча к правому бедру.
После войны солдаты вернулись домой в военной форме, забрав с собой и кожаные куртки Perfecto, которые стали настоящим символом удачи, выглядели очень стильно и мужественно, подчеркивали статус героя.
На заработанные деньги бывшие военные покупали себе мотоциклы, которые дарили чувство свободы, сравнимое с полетом. И помогла им в этом компания Harley Davidson, которая выпускала необычные для того времени мотоциклы.
Именно экс-военные создали первые байкерские клубы, в которых обсуждали свои подвиги и вспоминали о прошлом. Символом таких клубов и отличительной чертой стала та самая куртка с косой молнией, в нашей стране названная в народе «косухой».
Череп — любимый символ
Помимо курток в гардеробе байкеров были и другие вещи, например, жилет. На юге США, где температура летом превышает 40 градусов по Цельсию, в кожаных куртках было очень жарко. Поэтому смельчаки отрезали рукава у косух либо шили жилеты из тонкой кожи и джинсовой ткани. А чтобы еще больше отличаться от обывателей, байкеры нашивали на спину гербы своих клубов.
Самым популярным геральдическим символом среди байкеров стал череп. Впоследствии он трансформировался и стал похож на Веселого Роджера — символ пиратов, а также мог изображаться в розах с шипами, обвитым цепями или в огне. Череп как символ так полюбился байкерам, что позже они стали использовать его и в подвесках, кольцах, брелоках для ключей и других аксессуарах.
Сапоги железнодорожников и ковбоев
Еще одним знаковым предметом в байкерском гардеробе стали сапоги. Специальной обуви для байкеров не придумали, но для езды на мотоцикле идеально подошли сапоги, разработанные для инженеров железных дорог. Они совмещали в себе классические роперы с элементами военного дизайна и отдаленно напоминали современные берцы.
Также байкерам полюбились классические сапоги для верховой езды: поездка на «металлическом коне» соответствовала статусу всадника. А к 1980-м годам байкеры стали использовать ковбойские сапоги со шпорами, узорами и фирменной символикой.
История банданы
Едва ли не самым пугающим элементом в образе байкера стала бандана. Этот квадратный кусок материи всегда ассоциировался с пиратами и лихими ковбоями-головорезами, которые старались скрыть свою личность, чтобы не попасться полиции. Однако по факту бандана на голове байкера служила защитой от ветра, пыли и насекомых, а также защищала от лучей солнца.
Байкеры украшали свои банданы черепами и другой символикой. А с развитием субкультуры появилась целая система знаков, связанных с ношением банданы. Например, бандана, повязанная на правой ручке мотоцикла, означает, что «всадник» ищет попутчика, а на левой — просит о помощи. Если бандана повязана на руке, это траур по товарищу.
Главные кинобайкеры 1950-х
Марлон Брандо в фильме «Дикарь» 1953 года покорил зрителей в образе байкера Джонни Стрэблера. Герой появился в кепке, джинсах, сапогах и кожаной косухе с черепом и поршнями вместо скрещенных костей. Именно тогда массовая публика впервые увидела байкера, который очаровал своей дерзостью и стремлением к свободе.
Марлон Брандо сам придумал свой образ и, по словам очевидцев, приезжал на съемки в полном образе на мотоцикле. После выхода фильма в продажах косух случился настоящий бум.
Через два года после выхода «Дикаря» на волне популярности образа Марлона Брандо актер Джеймс Дин исполнил роль еще одного байкера в фильме «Бунтарь без причины». Именно в тот период косуха стала обязательной частью молодежного гардероба и осталась там очень надолго.
От байкеров — к рокерам и хиппи
После колоссального успеха фильмов с Брандо байкерская атрибутика и символика перекочевала не только в обычный гардероб, но и в музыкальную индустрию. Рокеры, как главные любители свободы в мире музыки, оценили «дорожную» атрибутику и стали использовать ее в сценических образах.
Самым известным музыкантом, носившим косухи, был Элвис Пресли. Особенно понравился публике его выход в черной классической косухе с песней Blue Christmas.
Любители тяжелого рока добавили к косухе заклепки, нашивки и шипы. А вот для хиппи в «свободе» косухи не было никакой агрессивности. Они снабдили куртку бахромой, и она стала «ближе к природе», напоминая полет орла при взмахе рук.
Honda, Yamaha, Suzuki и новые тренды родом из Японии
Со временем байкерский стиль стал сходить на нет, но тут в дело вмешались японцы. На фоне спада продаж мотоциклов Harley Davidson в 1990-е Япония стала предлагать свои модели транспорта, которые быстро завоевали сумасшедшую популярность. Мотоциклисты пересели со старых «харлеев» на супербайки Honda, Yamaha и Suzuki, сменив и свою экипировку.
Японские байкеры в графичной яркой экипировке напоминали героев комиксов и аниме — это стало настоящей сенсацией в мире моды и породило новые тренды. Многие дизайнеры обратили на это внимание и взяли на вооружение. Среди таких брендов — Hugo Boss, Alexander McQueen, Ralph Lauren, а позже подключился и масс-маркет (Zara, H&M, New Yorker).
Тренды меняются, но элементы байкерского стиля прошли испытание временем и полюбились многим как символы бунтарства и свободы. Косуха, бандана и кожаный жилет — одежда байкеров, музыкантов и обычных людей, которым по душе этот стиль с историей.