«Вокруг света» собрал 9 скульптур и картин разных веков, авторы которых стремились запечатлеть идеальное мужское тело.
1. «Дорифор»
V век до н. э.
Двухметровая статуя греческого копьеносца — самое известное произведение скульптора Поликлета. В V веке до н. э. эта статуя выразила «канон Поликлета» — идеальное мужское тело в скульптуре.
Для последующих мастеров эта работа стала примером того, как нужно изображать мужчин в искусстве: голова — одна седьмая от роста, лоб и нос должны образовывать одну линию, а тело быть пропорциональным. Красота для греков объяснялась образом жизни — мужчина занимается военным делом и спортом. Значит, имеет фигуру атлета.
Оригинал «Дорифора» не сохранился, но по описаниям воссоздано множество копий из разных материалов. Одна из них находится в Пушкинском музее в Москве.
2. «Аполлон Бельведерский»
IV век до н. э.
Статуя неизвестного мастера изображает бога света и искусства Аполлона. Ее реплику из мрамора нашли в 1489 году недалеко от Рима. Само произведение утрачено, но известно, что оригинал был сделан из бронзы в IV веке до н. э.
Аполлон соответствует канону Поликлета — для изображения богов в скульптуре всегда позировали спортсмены с образцовым торсом, чтобы показать, насколько совершенны греческие боги.
3. «Давид» Донателло
XV век
Бронзовая скульптура создана примерно в 1440 году мастером Донателло. В средневековье было запрещено демонстрировать наготу людей, которая ассоциировалась с грехом. Работа Донателло впервые со времен античности показывала зрителю обнаженное тело. Именно после «Давида» скульпторы стали чаще изображать мужчин обнаженными — как символ естественности человеческого тела.
В эпоху Возрождения превозносится легенда о Давиде, который убил великана Голиафа. Победитель опирается на меч, голова гиганта лежит у его ног. В скульптуре выражены «женские» формы, подчеркивающие юность героя. Автор противопоставляет огромного Голиафа совсем молодому Давиду, который одержал победу, потому что был избран богом.
4. «Витрувианский человек»
XV век
Человек с идеальными пропорциями — центр круга и квадрата. Композиция создает ощущение идеальной пропорциональности. Леонардо да Винчи нарисовал «Витрувианского человека» пером и чернилами в 1492 году.
На создание изображения Леонардо вдохновила теория римского архитектора Витрувия — пропорции человека должны стать мерой при строительстве зданий. Человек — идеал, созданный природой.
5. «Давид» Микеланджело
XVI век
В 1504 году на площади Синьории во Флоренции был установлен шедевр эпохи Возрождения — скульптура Микеланджело Буонарроти «Давид». Мастеру было всего 26 лет, когда он получил заказ на создание пятиметровой скульптуры из мрамора, который не пользовался популярностью у скульпторов. За три года кропотливой работы Микеланджело создал скульптуру, которая превратила его в крупнейшего мастера эпохи Ренессанса.
Тело «Давида» напоминает об античной мужской фигуре. Уверенный взгляд и поза показывают зрителю, что перед ним идеал мужчины — образ великолепного героя.
6. «Амур-победитель»
XVII век
Картина кисти Караваджо с изображением божества любви Амура в окружении предметов искусства была написана между 1601 и 1602 годами.
Купидон Караваджо — забавляющийся мальчик, который играет со стрелами и не думает о своей власти над людьми. Автор показывает, что любовь не поддается разуму и холодным расчетам. Она, как маленький хулиган, насмехается над людьми, которые будут повержены высоким чувством.
7. «Пьяный Геркулес»
XVII век
Сатирическая картина создана художником Питером Паулем Рубенсом в 1614 году. Геркулес представлен в забавной ситуации: изрядно выпив, могучий сын Зевса не может устоять на ногах — его поддерживают сатиры и нимфы.
Геркулес изображен крупным, полным и беззлобным. Вместо сцен битв и восхваления героя автор показывает Геркулеса, предающегося обычному увеселению.
8. «Данте и Вергилий в аду»
XIX век
Вильям Бугро написал эту картину в 1850 году, вдохновившись поэмой Данте «Божественная комедия». Художник изобразил сцену драки грешников в восьмом круге ада.
В центре картины Джанни Скикки, выдававший себя за богатого умершего, кусает в горло еретика Капоккио. Данте и Вергилий смотрят на них со стороны. Рельефные тела героев, тени и яркие эмоции на лицах делают картину живой. Бугро «запугивает» зрителя, создавая реалистичную сцену в аду.
9. «Мыслитель»
XIX век
Скульптор Огюст Роден изобразил творца-мыслителя, который обдумывает важное решение. Бронзовая скульптура была создана в 1880–1882 годах.
Изначально Роден хотел создать скульптуру Данте из поэмы «Божественная комедия», но передумал, отдав предпочтение образу мудреца. Исходя из выражения «в здоровом теле — здоровый дух», Роден показывает «Мыслителя» как сильного мужчину, который ищет ответ на волнующий его вопрос.
Натурщиком стал французский спортсмен Жан Бо, который позировал и для нескольких других работ Родена.