Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Красота Темных веков: раскрыт секрет создания драгоценностей викингов

Ради этой бижутерии били окна в домах, а затем в дело вступали знатоки тонкого стеклодувного искусства

6 октября 2022Обсудить
Красота Темных веков: раскрыт секрет создания драгоценностей викингов
Источник:
stasia04 / Alamy

Специалисты из Орхусского университета в Дании изучили химический состав 90 изделий средневековых мастерских по изготовлению бисера. Эти реликвии хранятся в старейшем городе страны Рибе — в VIII веке сюда привозили товары с разных концов света. Так, для знаменитых бус эпохи викингов требовались римские стеклянные мозаики. Ученые смогли узнать, как их перерабатывали и изготавливали.

В раннем средневековье на севере Европы производство стеклянных бус было одним из основных ремесел. Для отрасли требовалось стекло, которое было в дефиците и попадало в города викингов в основном из заброшенных римских и византийских зданий.

Стекла в них выбивали не из варварских побуждений, а для получения цветных частичек мозаик — тессеров. По торговым путям их доставляли в Рибе.

Красота Темных веков: раскрыт секрет создания драгоценностей викингов
Источник:
Museum of Southwest Jutland

Известно, что для изготовления бусин кубики мозаик плавили в специальных сосудах. Предыдущие исследования предполагали, что для этого использовали только белые тессеры. Однако новый анализ показал, что химический состав бисера сложнее — в него входило позолоченное и синее стекло.

Авторы проанализировали осколки и целые изделия с помощью электронного микрозонда и лазерной абляции — это метод испарения вещества в виде молекул, атомов и ионов с поверхности лазерным импульсом. Эксперты также измерили изотопный состав образцов.

Результаты показали использование переработанного римского и позднеантичного стекла, включая египетское.

«Белые бусины сделаны путем переплавки мозаики из сусального золота при низкой температуре, что привело к образованию пузырьков и, таким образом, к непрозрачно-белому цвету».

Синие непрозрачные бусины тоже содержали следы золота. Рецепт мастера состоял в том, чтобы смешать с ним расплавленные голубые мозаики. Это не давало некоторым химическим веществам, которыми богато римское стекло, кристаллизоваться. В итоге бусины становились темно-синими, но прозрачными.

Также авторы обнаружили добавление красителей для получения черного, красного, зеленого и желтого оттенков. Стеклодувы не только смешивали уже цветные стекла, но и на месте в мастерской использовали станнат свинца и другие вещества для окраски.

При перемешивании расплавленного стекла мастера специально улавливали воздух, чтобы получать пузырьки. А затем наматывали состав на железную оправу и формировали шарики.

Все полученные результаты говорят о том, что обработка мозаичных осколков была гораздо более сложной и искусной, чем ученые считали ранее. От стеклобоя до бусинок они проходили долгий путь.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения