«Сюрреализм — это я!» — произнес однажды Сальвадор Дали. Хотя основателем этого творческого направления был французский поэт Андре Бретон, Дали, рассорившийся с ним и другими членами основанного Бретоном кружка в 1930-х, оказался прав — сегодня именно его считают главным сюрреалистом в истории. Творения художника полны скрытых символов и тайных смыслов, разобраться в которых без подготовки сложно. Для тех, кто хотел бы лучше понимать творчество Сальвадора Дали, в этом материале мы собрали пять его известных картин, а по ссылкам под ними вас ждут детальные разборы каждой из представленных работ художника.
«Постоянство памяти»
Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника.
У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример — история появления одной из самых знаменитых его работ.
Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал»…
«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
У Дали был особый метод — он спал на работе. Если верить рассказам художника, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью.
На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд ассоциативных образов.
«Атомная Леда»
Когда в августе 1945 года две атомные бомбы уничтожили Хиросиму и Нагасаки, количество жертв и масштаб разрушений шокировали весь мир. Но не Сальвадора Дали. Ему стало скорее интересно, чем страшно за судьбу человечества. «С тех пор, — писал художник, — атом был излюбленной пищей для моего ума».
Дали неожиданно открыл для себя, что атомы, из которых состоит все на свете, образованы элементарными частицами, не соприкасающимися друг с другом. Художнику, не выносившему, когда до него дотрагивались, вероятно, показалось символичным, что его ощущения совпадают с принципом, по которому существует мир, и Дали задумал «Атомную Леду».
«Мадонна Порт-Льигата»
Как у всякого полифониста, у Дали имелся целый букет психических проблем. В первой половине жизни — это бредовое ожидание воскресения умершей в 1921 году матери и желание вступить с ней в инцестуальную связь. Избавиться от этих мечтаний, рожденных в глубинах подсознания, Дали удастся только в 1949–1950 годах.
Центральным произведением этого переломного периода — может быть, самого важного в жизни Дали — считается «Мадонна Порт-Льигата», написанная в 1949 году в деревушке Порт-Льигат на северо-восточном побережье Испании. Символическое пространство «Мадонны Порт-Льигата» состоит из двух семантических рядов: психоаналитического и традиционного, которые дополняют друг друга.
«Тайная вечеря»
«Ядерный мистицизм», — так Сальвадор Дали назвал новую эпоху в своем творчестве, начавшуюся после Второй мировой войны. С одной стороны, художник стал живо интересоваться научным прогрессом. С другой — обратился к религии, ее догмам, символам и откровениям. И то и другое своеобразно отразилось в его творчестве.
Для Дали наука и мистика не были взаимоисключающими вещами, наоборот, он полагал, что их соединение способно раскрыть тайны вселенной: «Я хочу увидеть и понять силу и скрытые законы вещей, чтобы получить над ними власть. У меня есть врожденное ощущение, что я владею необычайным оружием для того, чтобы проникнуть в суть реальности, — мистицизмом». Воображение Дали занимали математические расчеты, связанные с мировой гармонией. Особенно интересовали художника принципы золотого сечения.