Кофе, бананы, лимоны, финики… Эти и другие экзотические растения можно найти не только в теплых странах, но и в Мурманской области — на территории первого в мире заполярного ботанического сада. Vokrugsveta.ru рассказывает, как в городе Кировске вот уже почти сто лет собирают и лелеют коллекцию растений со всех континентов.
Вечное лето
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина (ПАБСИ) был основан в Кировске в 1931 году. Тогда мало кто верил, что в условиях крайнего севера и полярной ночи можно собрать коллекцию экзотических теплолюбивых растений. Откровенно говоря, в это и сейчас верится с трудом.
Но сказка оживает, когда с крепкого мороза, обивая снег с обуви, переступаешь порог институтской оранжереи. Теплый влажный воздух мигом согревает лицо, а перед глазами предстают ряды зеленых растений. Ну разве не чудо: за окном полярная ночь, а здесь вечное лето?
Первым делом взгляд упирается в огромную финиковую пальму. Это один из старожилов коллекции тропических и субтропических растений оранжереи, дереву около 70 лет. Раскидистая пальма выросла из косточки, которую посадил бывший директор ботанического сада Геннадий Андреев. Она регулярно цветет, но ни разу не плодоносила.
— Дело в том, что финиковые пальмы — растения двудомные: есть мужские и женские. В нашем саду — «мужчина», — поясняет руководитель отдела научно-просветительской деятельности и рекреационного развития территории ботсада Ольга Викторовна Петрова.
В начале 2000-х годов стеклянную крышу оранжереи реконструировали, подняв повыше и заменив стекло современными материалами. Это позволило пальме расправить свои листья-плечи и заметно подрасти.
Экзотика в снегах
За 93 года существования саду-институту удалось пополнить коллекцию растениями со всех континентов за исключением Антарктиды. Обычно «зеленые гастролеры» попадают сюда после институтских экспедиций или в результате обмена с другими ботаническими садами. В обоих случаях новые растения должны пройти строгий фитосанитарный контроль. Выкопать в далекой стране красивый кактус привезти его в Кировск просто так не получится — нужно, чтобы специалисты оценили безопасность этого растения.
Сейчас в питомниках ПАБСИ произрастают свыше 1500 видов деревьев, кустарников и травянистых растений, привезенных на Кольский полуостров. Около 600 представителей флоры из тропиков и субтропиков благоденствуют в оранжерее сада. Прогулка по ней равносильна кругосветке — только и успевай читать таблички с названиями уникальных растений. Вот, например, редчайшая метасеквойя глиптостробовидная. Если собрать всех представителей этого вида, растущих в дикой природе, то они поместятся в среднестатистическом городском парке.
По словам Ольги Викторовны, также стремительно сокращается природная популяция прозванного «деревом жизни и смерти» тиса ягодного. Это ядовитое растение славится прочной и практически «вечной» древесиной, обладающей бактерицидными свойствами.
В отдельном помещении, отведенном для суккулентов, эффектно цветет алоэ. В обиходе это растение часто называют «столетником», думая, будто бы оно цветет только раз в сто лет. Это прозвище ошибочно.
— На самом же деле в оранжерее нашего ботанического сада, как и в природе, алоэ ежегодно радует ярким и очень продолжительным цветением, — уверяет Ольга Викторовна.
Правильный свет и секретное оружие
Выращивание теплолюбивых растений в условиях Заполярья требует больших усилий. Чтобы максимально продлить световой день (особенно это актуально в период полярной ночи), в оранжерее используют систему светодиодных ламп разного спектра, которые меняют яркость, следуя определенному алгоритму.
Еще один секрет процветания сада кроется в небольших бутылочках, которые привязаны к стволам многих растений. Экскурсоводы частенько спрашивают гостей о назначении этих емкостей — редко кто из посетителей угадывает с первой попытки. Между тем ответ прост: пластиковые бутылки служат домом для энтомофагов — хищных насекомых, которые помогают бороться с вредителями.
— Биологам этот способ защиты растений известен уже давно, но нам было важно понять, какие завозные вредители размножаются в ботанических коллекциях, какие насекомые могут стать охотниками на них и как разводить этих самых охотников в заполярных условиях, — говорит Ольга Викторовна.
Всеми этими вопросами в ботаническом саду занимается специальная лаборатория, сотрудники которой составляют перечень энтомофагов, чьи популяции должны постоянно содержаться в инсектарии (помещении для содержания и разведения насекомых) ботанического сада как маточные культуры.
Неувядающие ветераны
Самыми ценными растениями в ботсаду считаются те, что появились здесь в первые годы работы ПАБСИ. Таких осталось немного, но всё же они есть. Пихты, шиповники, тополя, сирени и рододендрон кавказский прописались в Кировске во второй половине 1930-х годов. Примерно тогда же была посажена первая коллекция смородин.
Все эти растения не просто долгожители, но и «ветераны» Великой Отечественной: в отличие от многих институтов и предприятий, ботанический сад не был эвакуирован, и в годы войны тут не только помогали фронту и тылу, но и сохраняли коллекции, а также проводили селекционные работы.
— В 1942 году специалистами сада была разработана технология получения чистой глюкозы из лишайников, — рассказывает Ольга Викторовна. — Отсюда в госпитали Кировска поставлялись лекарственные растения и витаминные смеси. Цех, рассчитанный на переработку 100 кг сухих лишайников в сутки, работал с января по май 1944 года.
Практически все растения-ветераны живы до сих пор и украшают дендрологическую коллекцию. Десятки лет в ПАБСИ работают и многие сотрудники. Ольга Петрова пришла в ботсад в 1990 году, будучи студенткой лесотехнической академии, а спустя много лет вернулась уже в качестве гида.
— Это неимоверно приятно — быть нужным тому месту, которое любишь, — говорит она. — К тому же, я всегда могу поднять себе настроение, стоит только зайти в оранжерею.