Круг первый
Первое российское кругосветное плавание Ивана Крузенштерна 1803–1806 годов прошло успешно — без болезней, смертей и кораблекрушений. А ведь в какой-то момент экспедиция оказалась на грани срыва. Проблема возникла с графом Николаем Резановым, направлявшимся на «Надежде» с дипломатической миссией к Японским островам. Уже будучи в море, посланник начал претендовать на роль руководителя экспедиции, что вылилось в серьезнейший конфликт с Крузенштерном. На Камчатке посланник обратился к местному коменданту Павлу Кошелеву, потребовав суда над капитаном. К счастью, генерал-майор Кошелев оказался рассудительным и компетентным человеком, и стороны сумели худо-бедно примириться.
8 октября 1804 года «Надежда» добралась до Нагасаки, где графу Резанову надлежало договориться о торговле с Японией. В качестве переводчика Резанов привлек голландского посланника, который не был заинтересован в появлении конкурентов. Японцы не приняли подарков российского императора. «Резанову на аудиенции было отказано даже в стуле, не позволили ему иметь при себе шпагу, и …он был даже без обуви, — описывал ситуацию А.П. Чехов в книге „Остров Сахалин“. — И это посол, русский вельможа! Кажется, трудно меньше проявить достоинства. Потерпевши полное фиаско, Резанов захотел мстить японцам».
Вернувшись на Камчатку, граф составил особую инструкцию, которую передал двум поступившим в его распоряжение офицерам — лейтенанту Н. Хвостову и мичману Г. Давыдову. В октябре 1806 года Хвостов на «Юноне» подошел к Сахалину, где «захватил четырех японцев, взял из их магазинов до 1200 пудов зерна, соли и разных вещей, сжег остальные их магазины с припасами». Отношения с Японией были окончательно испорчены, что вышло боком участникам другой русской кругосветной экспедиции.
Из плена в плен
Маршрут кругосветного плавания Василия Головина на «Диане» пролегал через мыс Доброй Надежды, где экспедиция застряла на год и двадцать пять дней: Россия и Англия находились в состоянии войны, и шлюп оказался в статусе военного приза у англичан. У капитана не осталось другого выхода, как уйти из порта тайно. Этот маневр «Диана» совершила 16 мая 1809 года под покровом ночи, направившись на Сахалин.
Из-за задержки капитан не смог ознакомиться с инструкцией Адмиралтейского департамента, где содержалось однозначное предостережение: «Старайтесь как можно убегать всякого сообщения с японцами в случае превосходства сил их, дабы они не отомстили вам за то, что учинила на северной части Ессо посланная камергером Резановым экспедиция под начальством лейтенанта Хвостова». Не знавшие о предписании моряки попытались наладить добрые отношения с местными жителями. В июле 1811 года капитана Головнина вместе с шестью спутниками пригласили посетить главного начальника Кунашира. На корабль они не вернулись.
Помощник Головнина Петр Рикорд отправился в Иркутск за разрешением на спасательную операцию. В августе 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вернулась к берегам Кунашира. Русским сообщили о гибели Головнина и его спутников, и ситуация чуть не вылилась в вооруженный конфликт. К счастью, благоразумный Рикорд решил сначала убедиться в правдивости информации. Остановив проходившее мимо японское торговое судно, он велел доставить на «Диану» начальника, которым оказался богатый купец Такатай-Кахи. Ему доводилось видеть русских моряков на другом острове — весть об их смерти оказалась ложной. Рикорд вернулся в Россию, взяв Такатая-Кахи с собой.
Русский капитан и японский купец прониклись друг к другу глубоким уважением и симпатией. В конце мая 1813 года «Диана» вновь взяла курс на Кунашир, и Такатай-Кахи сделал все, чтобы наладить взаимоотношения между своими соотечественниками и русскими. Стороны договорились о возвращении пленников в обмен на официальный документ, подтверждающий, что русское правительство дружелюбно относится к Японии.
В последний момент дело чуть не сорвалось из-за… сапог. В Японии принято снимать обувь перед входом во внутренние покои. Но русский офицер никак не мог позволить себе оказаться на официальном приеме в одних чулках. Ситуацию спасла остроумная идея Рикорда: наша делегация шла по улице в нарочито грубых сапогах, а в прихожей переобувалась в другие, очень тонкой выделки, которые русский капитан назвал кожаными чулками. Японцы по достоинству оценили предложенный компромисс, и 7 октября 1813 года русские моряки были торжественно освобождены из японского плена.
Новый материк и другие находки
К 1818 году на счету русских мореплавателей было уже семь кругосветных экспедиций. На повестке дня стояло открытие Антарктиды. «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам», — жестко формулировал Иван Крузенштерн в служебной записке.
27 января 1820 года по новому стилю шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева пересекли Южный полярный круг, а на следующий день в дневнике Беллинсгаузена появилась следующая запись: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21'28», долготе 2°14'50», мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков». Русские суда вплотную подошли к Антарктиде и даже увидели ее исконных жителей. «Среди льдов приветствовали нас одни только пингвины. Присутствие сих птиц вовсе не обозначает близости земли, лед для них заменяет земную твердь», — описывает эту встречу астроном экспедиции Иван Симонов.
Одной Антарктидой открытия «Востока» и «Мирного» не ограничились. Отправляя их в путь, Крузенштерн поставил задачу «поверить все неверное в южной половине Великого океана». В частности, Беллинсгаузен проложил курс таким образом, чтобы «обозреть пространство между Сердитым морем и Опасным архипелагом. Хотя к острову Отаити и другим островам сего Великаго Океана приходило много судов, но пространство по сей параллели в близости Отаити не осмотрено, кажется единственно по причине устрашающих названий». Пройдя маршрутом, которого избегали другие суда, российские моряки открыли 13 островов Туамоту.
Двести лет спустя
В 2020 году в честь 200-летия открытия Антарктиды и 250-летия со дня рождения Ивана Крузенштерна прошла кругосветная экспедиция ВМФ России и РГО. В путь отправилась команда океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский», и на картах появились новые данные. Так, ученые установили точные координаты острова Петра I, открытого еще Беллинсгаузеном и Лазаревым. Он оказался заметно южнее, чем было принято считать.
Вокруг света можно ходить не только на больших судах, но и на надувных парусниках. 1 июля 2021 года из Кронштадта вышел в открытое море тримаран с двумя путешественниками: первый заместитель председателя Томского отделения РГО Евгений Ковалевский и член РГО Станислав Березкин отправились в экспедицию «По пути русских кругосветных мореплавателей». «Мы не ставим себе целью полностью повторить чей-то маршрут, — поясняет Станислав Березкин. — Наша задача — напомнить миру о русских кругосветных плаваниях, пройдя через узловые точки их пути».
Идти вокруг света на надувном судне не так просто. На пути от одной страны к другой путешественники круглосуточно стоят на вахте, сменяясь через каждые три часа. Обкатать тримаран до выхода на маршрут не удалось — он был готов всего за два дня до начала экспедиции, времени еле хватило загрузить все необходимое. Пандемия накладывает свои ограничения: в каждой стране экипаж проходит ПЦР-тест. Плюс ко всему при переходе из Швеции в Данию Евгений Ковалевский неудачно упал и сломал ребро. Но все это не останавливает последователей великих капитанов. Тримаран движется вокруг земного шара, как некогда шли вокруг него «Надежда», «Нева», «Диана», «Восток», «Мирный» и многие другие.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2021