Еще один «мультфильм про кота»? Нет, захватывающая приключенческая история, а также и повесть-притча о том, что нужно находить способы взаимодействия с другими, пусть даже совсем на нас не похожими, и о важности быть вместе, особенно перед лицом катастрофы. Рассказываем, чем выделяется это новое произведение латышского режиссера Гинтса Зилбалодиса, и анализируем, почему новый анимационный фильм о зверях хвалят и зрители, и критики.
«Поток» (Flow)
Оригинальное название: Straume
Производство: Латвия, Бельгия, Франция
Режиссер: Гинтс Зильбалодис
Премьера: декабрь 2024
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2
Рейтинг IMDb: 7,9
«Кот — одиночное животное, но когда его дом опустошён сильным наводнением, он находит убежище на лодке, населённой разными видами живых существ, и ему придётся объединиться с ними, несмотря на их различия».
Официальная аннотация к фильму на сайте IMDb
1. Это первая латвийская номинация на «Оскар»
«Поток» стал первым фильмом из Латвии, который был номинирован на премию Американской киноакадемии сразу в двух категориях: «Лучший полнометражный анимационный фильм» и «Лучший международный фильм». Это историческое событие для латвийской киноиндустрии, которая до этого столь значительных достижений на международной арене не имела.
Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в декабре прошлого года. Там он получил семиминутную порцию оваций от зрителей. После этого «Поток» уже успел завоевать множество наград на международных фестивалях, включая премию Европейской киноакадемии за лучший анимационный фильм, и взял «Золотой глобус», став первой европейской лентой за 20 лет, получившей эту престижную награду в категории анимации. Это значительно повысило шансы фильма на победу в «оскаровской» гонке. И ожидания оправлались: «Поток» получил награду Американской киноакадемии.
2. Режиссер Гинтс Зилбалодис известен минималистичным стилем
Мультфильм создан молодым латвийским режиссёром-самоучкой. Навыки анимации, звукового дизайна и музыкальной композиции Гинтс Зилбалодис освоил самостоятельно. Начинал с короткометражных фильмов, таких, как Rush (2010), Aqua (2012) и Oasis (2017). Уже в этих работах проявилась характерные черты его стиля — медитативность повествования, притягательные пейзажи, очень реалистичная «работа камеры», правдоподобно передающая специфику освещения в разную погоду и в разное время дня. А главное — отсутствие диалогов (проистекающее по большей части из одиночества персонажей).
Первый полнометражный фильм Зилбалодиса — Away (в российской локализации — «Таинственный остров») — получил специальный приз на фестивале анимации в Анси.
Создание «Потока» заняло пять с половиной лет. Фильм был создан на относительно небольшом бюджете в 3,5 миллиона евро. Такие затраты не предполагали особенной сложности анимации (по сравнению с работами крупных голливудских студий), однако минимализм позволил команде Зилбалодиса создать уникальный киноязык — простой, без тщательной детализации, но бьющий в самое сердце. В процессе создания фильма режиссер активно делился процессом создания мультфильма в социальных сетях, раскрывая детали своей работы и творческие решения.
3. Это «немой» фильм, но со звуками природы и трепетной музыкой
В этом мультфильме полностью отсутствуют диалоги — и потому он понятен для зрителей по всему миру без специального озвучания выдающимися актерами. «Говорят» герои только своими родными мяуканьями, лаем, хрюканьем и чириканьем. Кстати, «реплики» записывались в настоящем зоопарке, и только капибару «озвучил» верблюжонок.
Такой минимализм позволяет сосредоточиться на картинке, действии и на чистых эмоциях персонажей. Отсутствие слов компенсируется и звуковым сопровождением — кстати, в создании саундтрека для «Потока» участвовал сам режиссер, а названием мультфильма задается течение не только повествования, но и музыки. Тема каждого персонажа вводится своим музыкальным инструментом (от кларнета для кота до калимбы для капибары), и это добавляет фильму еще большую эмоциональность и глубину.
4. Животные в фильме — «дикие», но по-человечески симпатичные
В мультфильме рассказывается история кота, который спасается от глобального наводнения вместе с другими зверями. Каждый из них при вполне реалистичной внешности и поведении из передачи «В мире животных» обладает индивидуальностью и проработанным характером — все это в отсутствие диалогов проявляется по ходу действия в их реакциях и поступках, которые их и «очеловечивают».
Почему именно такие звери? Как поделился в
Есть еще лемур, и у него своя «личность» (по словам, Зилбалодиса, поскольку мы мало знаем о лемурах, в отличие от кошек и собак, у создателей фильма было больше свободы, чтобы ее раскрыть). А капибара — это такой мемный симпатяга, который со всеми хорошо ладит.
5. Мир «Потока» — это мир без людей
События разворачиваются в мире без людей, и это намекает на некий постапокалиптический сценарий. От людей остались дома и города, образцы творчества (у главного героя есть дом, где, вероятно, когда-то жил художник, любивший вырезать из дерева кошачьи скульптуры), простые предметы быта (их коллекционирует лемур), а также лодки, в том числе с парусами — на такой путешествуют персонажи.
Можно предположить, что их исчезновение связано с глобальной катастрофой, такой, как всемирный потоп или другие природные катаклизмы, которые полностью изменили экосистему мира. Что называется, природа очистилась настолько, что в отсутствие человека большие драмы приходится разыгрывать четвероногим и крылатым. А может быть, людей здесь и не было?
6. Путь героя: «человеку нужен человек»
Включаясь в борьбу за выживание в условиях катастрофы и нащупывая путь к спасению, герои вынуждены объединиться, они приобретают навыки взаимопомощи и попутно обретают себя. «Все эти животные ищут одно и то же. Они ищут место, где они будут, и группу, которая их примет, и у них просто разные способы достижения этой цели», — объясняет Гинтс Зилбалодис.
На самом деле режиссер создавал мультфильм, основываясь на собственном опыте: «Я хотел рассказать личную историю о том, как я учился работать с другими, потому что раньше я работал один. Это ведь первый проект, где я работаю с большой командой и с настоящим бюджетом. У меня были некоторые опасения по этому поводу, и я подумал, что было бы хорошей идеей для истории выразить эти чувства, которые все еще очень свежи в моей памяти». Так, главный герой-кот, хоть поначалу и гуляет сам по себе, постепенно учится открываться и действовать вместе с другими.
7. Формы воды: реализм VS стилизация
Мир «Потока» — хаотичная и непредсказуемая среда, хоть и предстает как этакий Эдем, цветущий, пронизанный светом. Потоп здесь — могучее физическое явление, но также и метафора разрушения привычного мира и необходимости адаптации к новому, а лодка с парусом — очевидная аллюзия на библейский Ноев ковчег. Впрочем, внимательные зрители усматривают в мультфильме многие символические послания, и разгадывать, «что хотел сказать» режиссер, создавая этот сеттинг, довольно увлекательно.
Фильм был полностью создан с использованием программы Blender — бесплатного программного обеспечения для 3D-графики с открытым исходным кодом. Пожалуй, особенно проработанными оказались сцены с водой, рисованием которой занимался отдельный дизайнер, — она то вкрадчиво заливает лужок, то лавиной скатывается по ущелью, а то и вовсе оказывается перевернутой бездной неба. Да и пейзажи «твердой земли», со всем ее искрящимся на солнце разнотравьем и тенью лесной чащи, воспринимаются как гиперреалистичные.
На контрасте с фоном, наполненным тщательно выписанными деталями, фигуры персонажей могут показаться недостаточно проработанными, — по крайней мере, такой упрек некоторые критики бросают создателям «Потока». Однако образы легко достраиваются в глазах зрителей — и за счет отличной, по-настоящему животной пластики каждого героя, и благодаря их вполне человеческим историям. И этот поток просто не может нас не увлечь.
А вы посмотрели мультфильм «Поток»? Напишите свои впечатления в комментариях!