1. Винт
В отсутствие ветра корабль способен развивать скорость до 11 узлов с помощью дизельной тяги. При ходе под парусами лопасти винта приводятся во флюгерное положение для уменьшения сопротивления.
2. Ходовая рубка
Курсанты учатся ориентироваться по звездам и пользоваться традиционными навигационными приборами, однако корабль оснащен и современным навигационным оборудованием, включая GPS.
3. Рангоут
Рангоут — надпалубные конструкции, предназначенные для постановки парусов, — выполнен из пустотелой стали. Этот материал легче и прочнее, чем дерево.
4. Паруса
Паруса «Мира» сделаны из дакрона, плотного водостойкого синтетического материала. В зависимости от площади паруса применяется дакрон разной плотности.
5. Кливеры
6. Стаксели
Увеличивают маневренность, но парусное вооружение «Мира» не позволяет ходить под малыми углами к ветру. Поэтому маршрут кругосветки выбран с учетом преобладающих ветров.
7. Такелаж
Стоячий такелаж выполнен из стальных тросов. Ватер- и мартин-штаги бушприта — стальные цепи. Бегучий такелаж из синтетических тросов различных цветов (для каждой группы такелажа свой цвет) — для облегчения работы при большом количестве снастей. На современных парусных судах для управления парусами часто используются сервоприводами, однако на учебном паруснике работа с парусами происходит вручную.
8. Грот-мачта
Увеличив высоту мачты, можно выиграть в тяге и скорости, однако за это придется расплачиваться остойчивостью. «Мир» сочетает скорость и безопасность.
9. Длина
При прочих равных условиях более длинный парусник — более быстрый. Это связано с законами гидродинамики.
10. Корпус из стали
У парусника стальной сварной корпус. Чтобы избежать коррозии корпуса, весь парусник покрашен полимерной краской, а к подводной части корпуса приваривается анод — метал с наиболее низким значением электрического потенциала пары. От взаимодействия с водой разрушается анод, а не корпус.
11. Кубрики
На главной и твиндечной палубах расположены кубрики для команды и курсантов. У каждого свое место, спать посменно не приходится — это большой прогресс в сравнении с XIX веком
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2021