По последним данным, жертвами схода с рельсов пассажирского поезда в Республике Коми 26 июня стали два человека, еще около 40 получили ранения. Хотя железнодорожный транспорт заслуженно считается одним из самых надежных, совсем без аварий с погибшими и пострадавшими его эксплуатация не обходится. Vokrugsveta.ru вспоминает крупнейшие крушения поездов за всю историю существования железных дорог в России.
Арзамасская железнодорожная катастрофа
Утром 4 июня 1988 года к станции «Арзамас I» Горьковской железной дороги подъезжал грузовой состав, перевозивший среди прочего 120 тонн взрывчатки для горнодобывающих предприятий и других производственных нужд. Внезапно окрестности потряс колоссальный взрыв — опасный груз сдетонировал в черте города.
В результате были уничтожены и повреждены десятки зданий, включая жилые дома, несколько тысяч жителей Арзамаса остались без крова. По официальным данным, жертвами трагедии стал 91 человек, включая 17 детей, а более 800 человек получили ранения. Доподлинно установить причины взрыва так и не удалось — следствие рассматривало версии о теракте или диверсии, но не нашло доказательств. Вероятнее всего, взрывчатка сдетонировала из-за механического повреждения, полученного во время перевозки.
Крушение на станции «Каменская»
В ночь на 7 августа 1987 года тяжелый грузовой состав с зерном отправился от станции «Лихая» к станции «Каменская» Юго-Восточной железной дороги (Ростовская область). Вскоре поездная бригада обратила внимание на проблемы с тормозами — на спуске состав начал набирать скорость, а все попытки машиниста остановить его не увенчались успехом.
Неуправляемый грузовой поезд стремительно приближался к станции «Каменское», все пути которой были заняты другими составами. На стрелке электровоз с первым вагоном грузового состава отцепились, но устояли на рельсах и на полном ходу влетели в хвост только что прибывшего пассажирского поезда «Ростов-на-Дону — Москва», который не удалось оперативно отправить в путь. Два последних вагона, в которых находились спящие люди, оказались буквально смяты в лепешку.
Жертвами столкновения стали 106 человек, ранения получили 114 человек. В катастрофе погибли актриса Татьяна Ливанова — супруга актера Игоря Ливанова — и ее восьмилетняя дочь. Основной причиной катастрофы была признана халатность железнодорожников, не обративших внимание на перекрытый тормозной кран между двумя вагонами грузового состава.
Крушение поезда на станции «Дровнино»
В ночь на 6 августа 1952 года на станции «Дровнино» в Можайском районе Московской области грузопассажирский поезд столкнулся с вышедшей на пути лошадью. В результате часть вагонов сошла с рельсов.
При крушении погибли 109 человек и пострадали 211 — в основном жертвами стали курсанты военного училища. Машинист состава не увидел лошадь, так как незадолго до этого у паровоза отказал прожектор.
Тилигульская катастрофа
Крупнейшая катастрофа на железной дороге в Российской империи случилась 24 декабря 1875 года на территории нынешней Одесской области Украины. В тот роковой день пассажирский поезд, пересекавший долину реки Тилигул во время метели, сошел с рельсов и частично рухнул под откос 25-метровой насыпи. В искореженных вагонах погибло около 140 человек, ранения получили еще 120.
К трагедии привела совокупность факторов. Во-первых, на Тилигульской насыпи велись ремонтные работы, о которых не были должным образом извещены начальники ближайших станций и машинисты. Во-вторых, пассажирский состав отправился со станции «Балта» на час раньше расписания без уважительных причин. В третьих, в поездной бригаде было четверо кондукторов, отвечавших за торможение состава, вместо положенных шести.
Одним из обвиняемых по делу о крушении поезда стал будущий министр путей сообщения Сергей Витте, который тогда был главой службы эксплуатации Одесской железной дороги, но в итоге он отделался двухнедельной гауптвахтой.
Крушение на станции «Верещёвка»
Самой смертоносной катастрофой на железной дороге в отечественной истории порой называют трагедию на станции «Верещёвка» в Брянской области. 24 января 1944 года здесь потерпел крушение пассажирский поезд, следовавший из Вязьмы в Брянск. Когда состав въехал на временный деревянный мост, подмытые талой водой опоры просели, в результате чего несколько вагонов упали вниз, проломили лед на замерзшем озере и ушли под воду.
В составленной по горячим следам докладной записке Иосифу Сталину указано, что в катастрофе погибли 47 человек, а еще 50 получили ранения. Однако некоторые оценивают число жертв в 600 и более человек.
Ашинская трагедия
Одна из самых страшных катастроф на железной дороге не только в российской, но и в мировой истории случилась на Транссибирской магистрали в ночь на 4 июня 1989 года. Тогда на перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк Башкирской АССР навстречу друг другу двигались пассажирские поезда, следовавшие из Адлера в Новосибирск и обратно. В момент расхождения составов прогремел взрыв.
Как оказалось, в низине, по которой в тот момент двигались поезда, скопились газообразные углеводороды из проходившего рядом нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». Повреждение трубы, заполненной газобензиновой смесью, привело к обширной утечке, а довершила дело всего одна искра, возникшая при торможении одного из составов. В результате взрыва погибли 575 человек, включая 181 ребенка, еще 623 человека получили ранения. При этом если бы оба поезда двигались по графику, а не с небольшим фактическим опозданием, они бы не встретились в районе «газового озера».