У бабочек найдется чем удивить нас, кроме их знаменитой красоты. Бабочки, пересекающие континенты, пьющие кровь, притворяющиеся змеями и многие другие — в подборке «Вокруг света».
1. Самая большая бабочка в мире
На этот титул претендует целый ряд тропических бабочек. Некоторые источники отдают пальму первенства крупным павлиноглазкам — Attacus atlas из Юго-Восточной Азии или австралийской Coscinocera hercules.
Однако официально самой крупной (по размаху крыльев) бабочкой Земли считается совка агриппина (Thysania agrippina). Известен музейный экземпляр с размахом крыльев 29,8 см, однако он расправлен и засушен не совсем правильно, так что официальным рекордом размаха крыльев для этого вида считается 28 см.
Агриппина живет в Южной и Центральной Америке, ее родной ландшафт — сельва. Как ни странно, о биологии этого гиганта в мире бабочек сведений очень мало. Даже внешний вид гусениц и их кормовые растения известны лишь предположительно — по аналогии с близким видом.
2. Предсказанный бражник
В 1862 году Чарльз Дарвин, изучив присланную ему с Мадагаскара орхидею вида Angraecum sesquipedale, обратил внимание на необычайно длинный шпорец (часть цветка, в которой находится нектар). У этого вида орхидей шпорец достигал 30 см в длину. Дарвин предположил, что на острове должно существовать крылатое насекомое — вероятнее всего, бабочка — с хоботком соответствующей длины.
При жизни Дарвина такое насекомое обнаружено не было, но в 1903 году энтомологи Вальтер Ротшильд и Карл Йордан, разбирая мадагаскарские уловы коллег, обнаружили, что пойманные там бражники вида Xanthopan morganii (уже известного из юго-восточных районов Африки) обладают именно таким хоботком.
Мадагаскарская популяция X. morganii была выделена в отдельный подвид, названный praedicta — «предсказанный». Надо заметить, что почти 90 лет связь длиннохоботного бражника с длинношпорцевой орхидеей оставалась чистым предположением и только в 1992 году специальная камера для ночных съемок зафиксировала кормление X. morganii на A. sesquipedale.
3. Три поколения в пути
Один из самых известных символов дикой природы Северной Америки — данаида-монарх (Danaus plexippus). Эта крупная ярко окрашенная черно-рыжая бабочка известна своими невероятными перелетами.
Осенью монархи, подобно перелетным птицам, улетают из северных районов США и южной Канады в Мексику, Калифорнию или Флориду. Там они зимуют (в состоянии спячки), весной, проснувшись, спариваются, откладывают яйца и погибают. Их потомство, пройдя за две недели стадии гусеницы и куколки, поднимается на крыло и летит на север.
На определенном этапе они тоже размножаются и погибают, путь продолжают их потомки. Цикл повторяется еще раз, и до Иллинойса или Мэна добирается только третье поколение монархов. Оно и полетит обратно на зимовку — уже без смены поколений.
В последние десятилетия численность этих бабочек по разным причинам сильно снизилась. Обеспокоенные этим защитники дикой природы стали размножать монархов в неволе. Но если дикие монархи, выйдя из куколки, сразу берут нужный курс, то выращенные людьми бабочки не знают, куда им лететь.
Самое странное, что это происходит и с бабочками, выведшимися в неволе из куколок, собранных в природе. Механизм этого явления пока остается неясным.
4. Начинающий кровосос
Что может быть безобиднее бабочки? Это смотря какой. Например, бабочка калиптра василистниковая (Calyptra thalictri) способна своим хоботком проткнуть человеческую кожу, чтобы насосаться крови.
Все начиналось с того, что калиптры регулярно лакомились соком лопнувших плодов. Это делают многие бабочки, но калиптры пошли дальше: у них сформировался мощный и острый хоботок, способный проколоть кожицу спелой сливы или вишни, не дожидаясь, пока она лопнет. А затем оказалось, что это оружие успешно прокалывает и кожу млекопитающих.
Калиптра василистниковая находится в самом начале превращения в настоящего кровососа — кровь пьют пока только отдельные особи и только эпизодически. А вот другой вид того же рода — Calyptra eustrigata, обитающая в Юго-Восточной Азии, — уже питается кровью постоянно, нападая на слонов, носорогов и буйволов. Что удивительно, у обоих видов кровь пьют только самцы (у всех прочих кровососущих насекомых это делают либо оба пола, либо только самки).
Кусаются калиптры очень больно (покусанные говорят, что это похоже на укол раскаленной иголкой) и кормятся долго – от пяти минут до получаса. Это тоже говорит о недавнем переходе к кровососанию. Можно держать пари, что в ходе дальнейшей эволюции в их слюне появятся обезболивающие и противосвертывающие вещества.
5. Угощаю всех!
Если, расколов полено из какого-то лиственного дерева, вы ощутили резкий запах уксуса и увидели внутри полена здоровенного червяка, вишнево-красного сверху и розового снизу — перед вами гусеница древоточца пахучего (Cossus cossus).
Эта довольно крупная ночная бабочка живет по всей Европе и в тех районах Азии, где есть лиственные леса — от Малой Азии до Приморья. Гусеницы питаются древесиной, выгрызая в толще ствола ходы и камеры. На такой диете гусеница живет 3–4 года, затем осенью выходит наружу, зарывается в землю и окукливается, а весной из земли появляется бабочка.
Помимо необычной диеты, окраски и запаха, эти гусеницы примечательны еще и своей ролью «лесных барменов». Дело в том, что бабочка откладывает яйца на кору, и вышедшие из яиц юные гусеницы прогрызают себе путь вглубь ствола. Закончив развитие, гусеница снова проедает луб и кору. Из проделанных ею дырок течет сок, на воздухе он бродит и пенится.
Различные насекомые — бабочки, мухи, муравьи и другие — слетаются и сбегаются к таким деревьям и, напившись забродившего сока, пьянеют настолько, что не могут двигаться. Даже мелкие птицы, охотно клюющие шестиногих пьяниц, немного хмелеют от такого угощения.
6. Поставщик драгоценной ткани
Тутовый шелкопряд (Bombyx mori) — одно из двух по-настоящему домашних насекомых (другое — пчела). Люди одомашнили его более 5 тысяч лет назад — о чем свидетельствуют разрезанный ножом кокон и кусок шелковой ткани, найденные археологами в Китае и датируемые серединой IV тысячелетия до н. э.
Предком домашней бабочки послужил дикий тутовый шелкопряд Bombyx mandarina — ночная бабочка, обитающая в Корее, Японии, на востоке Китая, юге Приморья. Но за тысячелетия шелкопряд очень сильно изменился. Он крупнее дикого, откладывает больше яиц, его брюшко заметно толще, а его гусеницы производят вдесятеро больше шелка. Он утратил изысканную шоколадную с темной каймой окраску: не только бабочки, но и гусеницы B.mori почти чисто белые.
Живя на всем готовом и под защитой от хищников, бабочки утратили способность к полету — так что самцы и самки не могут встретиться друг с другом без помощи человека. Но рацион у обоих шелкопрядов остается одинаковым: гусеницы едят только листья шелковицы (тута), а бабочки не питаются вовсе.
7. Змееликая
В тропических лесах Южной и Центральной Америки живет бражник Hemeroplanes triptolemus. В общем-то бражник как бражник — крупная красивая ночная бабочка с быстрым полетом. Но ее гусеница умеет проделывать удивительный трюк: если ее потревожить, она отводит переднюю часть тела от веточки, на которой сидит, раздувает особым образом несколько передних сегментов и превращается в… змею.
Вернее, в часть змеи — голову и прилегающий к ней участок туловища. Форма головы, глаза, роговые щитки и прочие детали воспроизведены с поразительной точностью. Даже зная, что на самом деле это гусеница, невозможно отделаться от ощущения, что на тебя смотрит змея.
Интересно, что при этом верхнюю сторону змеиной головы изображает брюшная сторона гусеницы, а нижнюю — спинная. Даже человек, потянувшийся к гусенице, невольно отдернет руку. А птицы, для которых в этих краях древесные змеи — один из главных врагов, немедленно улетят прочь. В чем и состоит смысл этого маскарада.
8. Ужас Эдгара По
Эта бабочка словно сконструирована нарочно, чтобы пугать людей. Крупная (размах крыльев до 13 см), окрашена в траурные цвета, летает по ночам и умеет пронзительно пищать. Но главное, что придает ей зловещий вид — желтое пятно на верхней стороне грудного отдела, напоминающее череп. Ее русское название — «мертвая голова», и примерно так же она называется на других языках. Научное название тоже мрачно — Acherontia atropos.
Постоянно этот бражник живет в Африке и юго-западной Азии (до южного берега Каспия). В более северные края (вплоть до Исландии и Кольского полуострова) он прилетает только на лето. Его повадки не похожи на манеры других бражников: он не зависает в воздухе у цветов, а садится возле повреждения древесной коры и пьет вытекающий сок.
Другое излюбленное лакомство — мед: бабочка проникает в ульи и прокалывает соты коротким мощным хоботком. Ее гусеницы способны питаться множеством видов растений, в том числе ядовитыми — дурманом, белладонной, олеандром и т. д.
Для людей мертвая голова совершенно безвредна, но, конечно, насекомое с такой внешностью не могло не стать предметом легенд и суеверий. Не обошла ее вниманием и высокая культура. В частности, именно это существо напугало до потери сознания героя знаменитого рассказа Эдгара По «Сфинкс».
9. «Хвосты» против локатора
Сатурния луна (Actias luna) — крупная ночная бабочка, обитающая в Северной Америке от южной Канады до Гватемалы. Ее задние крылья имеют оригинальную форму: их углы вытянуты в длинные «хвосты» причудливой формы. Они явно не способствуют ни быстроте, ни маневренности полета и притом есть у обоих полов, так что на половой отбор их тоже не спишешь.
Но в 2015 году выяснилось, что эти «хвосты» служат своего рода ложными целями, отражая ультразвук, испускаемый летучими мышами. В результате рукокрылое атакует не тело бабочки, а эти «хвосты».
Разумеется, после такой атаки они, скорее всего, будут утрачены, но бабочке, живущей во взрослом состоянии всего неделю, долговечность ее защиты не так уж важна. Похожие выросты на крыльях есть и у многих других павлиноглазок и, возможно, они играют у них ту же роль. Но пока это известно только про A. luna.
10. Соблазнители муравьев
Всем известны бабочки голубянки — небольшие, окрашенные в нежно-голубой цвет, стайками слетающиеся к летним лугам. На самом деле это целое семейство (Lycaenidae), включающее больше 5 тысяч видов, живущих в основном в тропиках. Далеко не все они носят голубое.
Больше половины видов голубянок на стадии гусеницы связаны с муравьями. Таковы, в частности, обычные в средней полосе России голубянки — икар (Polyommatus icarus), алькон (Phengaris alcon) и другие.
Самка алькона откладывает яйца в цветы кормовых растений, причем выбирает те, что растут вблизи муравейников. Гусеницы первых возрастов живут внутри цветка, затем прогрызают себе путь наружу, падают на землю и, выделяя особые пахучие вещества, привлекают к себе рабочих муравьев, которые относят их в муравейник. Там гусеница развивается под охраной муравьев и за их счет.
Стратегии паразитизма разные, причем порой даже у гусениц одного вида: одни довольствуются нахлебничеством, выпрашивая у взрослых муравьев еду подобно «родным» личинкам, другие пожирают личинок муравьев. В муравейнике гусеницы некоторых видов окукливаются, а в середине лета из муравейника вылетают нежно-голубые бабочки.
11. Крылья, ноги и мешки
Первое, что бросается в глаза при виде любой бабочки — это крылья. Однако существуют бабочки, у которых их нет. Это мешочницы — довольно обширное семейство, включающее в себя несколько сотен видов.
Свое название они получили за то, что их гусеницы строят вокруг брюшка особый чехлик-мешок. Его основу составляет шелк, а снаружи он инкрустирован кусочками листьев и коры, веточками, песчинками, комочками почвы — в общем, всем, что подвернется. Чехлик растет вместе со своей хозяйкой, которая в свой срок окукливается прямо внутри него. Через некоторое время из куколки вылетают бабочки — но только самцы.
Самки остаются в чехлике и даже внутри оболочки куколки. У них нет крыльев, а у некоторых видов (как, например, у мешочницы одноцветной Canephora hirsuta) — и ног. С виду это существо — червяк червяком, но на самом деле это взрослая бабочка.
Самец, найдя ее по запаху в ее убежище, спаривается с ней (что представляет отдельный акробатический трюк: гениталии самки находятся на дальнем от самца конце тесной оболочки). Самка откладывает несколько яиц, погибает и выпадает из «домика». А вышедшие из яиц юные гусеницы первым делом начинают строить чехлики.
12. Рекорд чуткости
Сатурния грушевая (Saturnia pyri) или, как еще ее называют, большой ночной павлиний глаз — самая крупная ночная бабочка Европы и России. Обитает в Средиземноморье, центральной и юго-восточной Европе (включая юг России), Малой Азии и Иране. Гусеницы кормятся на деревьях, в основном из семейства розоцветных (на яблоне, груше, вишне и т. д.), но могут объедать ясень, вяз, грецкий орех.
Взрослые бабочки не питаются и живут меньше месяца. Самки почти не летают, сидя неподвижно в ожидании прекрасного принца — самца, который должен найти их по запаху специфических летучих веществ. Такой способ поиска друг друга присущ многим насекомым, но самцы S. pyri способны на подлинные чудеса: они могут отыскать по запаху самку, находящуюся за 10–11 км от них.
Конечно, пахучая молекула может залететь и на такое расстояние, но как крылатый кавалер определяет, с какой стороны она прилетела? Расчеты показывают, что на таких расстояниях определить направление, по которому концентрация возрастает, невозможно. Однако самцы сатурнии как-то справляются.
Иллюстрация: RICHARD DOYLE / METROPOLITAN MUSEUM OF ART
Фото: ANAXIBIA; NESNAD; U. S. FISH & WILDLIFE SERVICE; RASA GRAŽULEVIČIŪTĖ; INSECT LORE; MARK BOWLER; JEREMY JOHNSON; ILIA USTYANTSEV; SHUTTERSTOCK / FOTODOM (х3)
Материал опубликован в апреле 2023, частично обновлен в январе 2025