С глубокой древности люди мечтали летать и в конце концов создали первый самолет, за которым последовали сотни других. Некоторые из них столь огромны, что сама возможность их полета кажется невероятной, однако они летают! «Вокруг света» рассказывает о крупнейших самолетах в истории авиации.
С-22 «Илья Муромец»
Одним из прародителей современных огромных самолетов был биплан «Илья Муромец», сделанный по проекту знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского в 1913–1914 годах. Его творение историки авиации называют самым первым пассажирским самолетом в мире, ведь внутри имелся комфортный салон с электрическим освещением, спальнями и туалетом.
Длина самого большого экземпляра «Муромца» составляла 19 метров, а размах верхнего крыла — почти 31 метр. В один из первых полетов «Илья Муромец» установил рекорд грузоподъемности — 1100 кг, а в последующие годы обновлял его.
Zeppelin-Staaken R.VI
В годы Первой мировой войны немцы постарались создать свой самый крупный самолет, что им и удалось. Бомбардировщики, сконструированные по началом графа Фердинанда фон Цеппелина, внушали уважение своими размерами: 22,1 метра в длину с размахом крыла 42,2 метра. Самолет Цеппелина могли нести до 2 тонн бомб при максимальной взлетной массе около 12 тонн.
АНТ-20 «Максим Горький»
В ознаменование 40-летия творческой деятельности выдающегося писателя Максима Горького В СССР родилась идея создать в его честь самолет. В 1934 году АНТ-20, который был крупнейшим воздушным судном своего времени, совершил первый полет. Размах его крыла составлял рекордные на тот момент 63 метра, а длина достигала 33 метров. Взлетная масса гиганта составляла 42 тонны.
В мае 1935 года во время демонстрационного полета АНТ-20 потерпел крушение в результате столкновения с истребителем И-5. Авиакатастрофа привела к гибели 49 человек. После трагедии была построена новая версия самолета (АНТ-20 бис), но серийное производство этой модели, как и разрабатывавшейся военной модификации АНТ-20, так и не началось.
Hughes H-4 Hercules
Спроектированный в период Второй мировой войны гидросамолет, названный «Геркулес» в честь мифического силача, стал одним из самых необычных крылатых гигантов — его фюзеляж почти полностью выполнен из дерева. Длина самолета составляет свыше 66 метров, при размахе крыла около 98 метров. Максимальная взлетная масса Hughes H-4 Hercules достигала 180 тонн.
Огромный гидросамолет создавался для переброски военных через океан, но единственный опытный экземпляр совершил всего один полет в 1947 году, а через несколько десятилетий стал музейным экспонатом.
Ан-22 «Антей»
После Второй мировой войны авиаинженеры разных стран начали создавать все более крупные пассажирские и грузовые самолеты. Среди них были и советские конструкторы ОКБ Антонова, создавшие транспортный самолет Ан-22, который впервые поднялся в воздух в 1965 году. Несколько таких самолетов эксплуатируются по сей день.
Размеры и характеристики Ан-22 впечатляют. Его длина составляет 57,3 метра, размах крыла — 64,4 метра, а максимальная взлетная масса — 227 тонн. Самолет получил имя древнегреческого исполина Антея (с ним, кстати, довелось побороться Геркулесу).
Как известно, мифический Антей черпал силы от земли и терял их, когда отрывался от нее. К счастью, такого нельзя сказать о самолете «Антее», который хорошо зарекомендовал себя. В 1972 году созданный на базе Ан-22 самолет Ан-122 установил рекорд, совершив перелет из Египта в СССР с 700 пассажирами на борту. По сей день ему нет равных по величине среди турбовинтовых самолетов мира.
Ан-124 «Руслан»
Еще более впечатляющий самолет был создан в СССР в 1982 году — именно тогда в воздух поднялся могучий Ан-124 «Руслан». Под стать имени самолет имеет богатырские размеры: его длина составляет 69,1 метра, а размах крыла — 73,3 метра. Максимальная взлетная масса «Руслана» составляет 392 тонны.
До появления Airbus A380 «Руслан» считался самым большим серийным самолетом в мире. Теперь же это крупнейший в мире самолет, имеющий военное назначение.
Ту-160 «Белый лебедь»
Разработанный в 70-х годах минувшего века в ОКБ имени Туполева стратегический бомбардировщик Ту-160, прозванный летчиками «Белым лебедем», является самым тяжелым и самым большим сверхзвуковым боевым самолетом в истории, а также самым крупным летательным аппаратом с изменяемой стреловидностью крыла. Его длина составляет 54 метра, максимальный размах крыла — 55,7 метра, а максимальная взлетная масса 275 тонн. На высоте он способен разогнаться до 2200 километров в час.
В 2020 году этот самолет установил мировой рекорд по дальности и продолжительности беспосадочного полета для подобных бомбардировщиков. Летчики пролетели на нем более 20 тысяч километров за 25 часов.
Boeing 747
В течение длительного времени эта модель считалась самым крупным пассажирским самолетом. Его длина в версии 747-8 составляет 76,3 метра, а размах крыла — 68,5 метра. Максимальная взлетная масса этой модификации лайнера превышает 442 тонны.
В 1991 году Boeing 747 установил новый рекорд пассажировместимости: тогда на борту лайнера из Эфиопии в Израиль одновременно перелетело свыше 1000 человек.
Airbus A380
В 2005 году от взлетно-посадочной полосы впервые оторвался самолет Airbus A380. Длина лайнера составляет 72,7 метра, при размахе крыла в 79,8 метра. Самолет вмещает 525 пассажиров в компоновке салона из трех классов, а рекордная вместимость (853 пассажира) возможна в одноклассовой конфигурации. Таким чудом техники, помимо авиакомпаний, захотел обладать принц Саудовской Аравии Аль-Валид ибн Талал Аль Сауд. За реализацию своей мечты ему пришлось выложить 488 миллионов долларов.
Последний Airbus A380 был выпущен в 2021 году, а всего за годы производства был собран 251 самолет Airbus A380. О решении прекратить производство этой модели концерн Airbus объявил в начале 2019 года в связи с сокращением объема заказов.
Ан-225 «Мрия»
Самым большим самолетом в мире сейчас считается Ан-225 «Мрия» («Мечта»), спроектированный в 1980-х годах для транспортировки космического корабля «Буран» и его компонентов. Размеры самолета поражают воображение: длина 84 метра, размах крыла — 88,4 метра. Невероятно, что машина с габаритами сопоставимыми с высотным жилым домом, могла летать! Но она летала, причем делала это с рекордной взлетной массой 640 тонн.
Единственный экземпляр Ан-225 был уничтожен в начале 2022 года в ходе боевых действий на территории Киевской области. Существуют планы по достройке второго экземпляра «Мрии», сборка которого в свое время была приостановлена.
Претендент — Stratolaunch Model 351
Стоит отметить, что на звание самого крупного самолета претендует и разрабатываемый в США для воздушного запуска космических ракет и кораблей двухфюзеляжный самолет Stratolaunch Model 351 с размахом крыла 117,3 метра, длиной 73 метра и предполагаемой максимальной взлетной массой в 590 тонн. К концу 2022 года он совершил несколько испытательных полетов.