Спецэффекты давно стали неотъемлемой частью кинематографа — сегодня с их помощью снимают не только дорогостоящие блокбастеры, но и романтические комедии, мюзиклы, историческое кино, детективы. Vokrugsveta.ru вместе с создателями спецэффектов раскрывает тайны экранных взрывов и снежных бурь, а также рассказывает, в какие куклы играют взрослые люди на съемочных площадках.
Какие бывают спецэффекты
Специалисты выделяют несколько видов спецэффектов: натуральные (снег, ветер, фоновый дым, огонь, обледенение), пневматические, пиротехнические и компьютерную графику. Первые три типа спецэффектов появились вскоре после изобретения кинематографа и создаются непосредственно на съемочных площадках при помощи различных машин, включая генераторы дыма и снежные пушки (для пиротехнических и пневматических требуются особые механизмы и передвижные мини-лаборатории).
Компьютерная графика пришла в кино в конце 1950-х годов, а широко использовать ее начали только в 1980-е. Сегодня возможности мастеров цифровых визуальных эффектов практически безграничны: всё, на что способна фантазия человека, сегодня можно реализовать в фильмах благодаря технологиям компьютерной графики.
Кстати, работу создателей спецэффектов оценили еще в 1929 году во время первой в истории церемонии вручения наград Американской киноакадемии (будущая премия «Оскар»). В номинации «Лучшие инжиниринговые эффекты» первое место присудили постановщику Рою Померою за комбинированные съемки сцен воздушных боев в фильме «Крылья» режиссера Уильяма Уэллмана.
С 2017 года отдельную награду за лучшие визуальные эффекты вручают и организаторы российской кинопремии «Золотой орел».
Как снимают спецэффекты в кино
Чаще всего во время съемок приходится имитировать, стрельбу, взрывы, пожары и дым от них, а также снегопады. Например, для имитации попаданий из стрелкового оружия используются пиротехнические изделия под названием «пулевые посадки». Киновзрывы помогают создавать пиротехника и пневматические устройства, которые дополняют друга. Первые создают иллюзию огня, а вторые, закопанные в землю, со звуком выбрасывают большие объемы пыли и земли.
— Сейчас на рынке есть имитаторы взрывов разной мощности, — рассказывает каскадер, постановщик экшн-сцен Александр Стеценко. — Их устанавливают в специальные железные чаши с наполнителем из торфа и мягкого грунта. При этом актер может находиться хоть в полуметре от такого имитатора и быть в полной безопасности. Вообще, сегодня во время съемок никогда не используют настоящие взрывчатые вещества — только сертифицированная пиротехника.
Чтобы создать эффект задымления помещения, на съемочной площадке прокладывается длинная труба с множеством маленьких дырочек (на сленге постановщиков она называется «анаконда»). В нее подается бутафорский дым, который сочится из дырочек, заполняя все пространство. Иллюзия густого тумана получается с помощью больших вентиляторов и мощных дым-машин.
В кино часто горят автомобили, но поджигают их не абы как: языки пламени выходят из проложенных в определенных местах трубок, например, под колесными арками и в задней части машины. Так огонь подчеркивает силуэт автомобиля.
Что же касается снега, то современные снежные пушки позволяют задать фактуру и размер снежных хлопьев. Иногда в одном кадре используются несколько слоев снега и разные порывы ветра. Зритель не догадывается, что по переднему плану рядом с актером работает маленький вентилятор, а сзади — большие, буквально сметающие декорации.
Как делают спецэффекты в фильмах
Визуальные эффекты значительно упрощают жизнь киноделов. Например, чтобы заполнить кадр дождем, взорвать или хорошенько что-нибудь поджечь, достаточно обратиться к компьютерной графике. Так поступают создатели многих фильмов, если им это по карману.
По словам основателя российской студии визуальных эффектов CGF Александра Горохова, один из самых популярный визуальных эффектов на сегодняшний день — цифровой дублер. По сути, это копия реального человека, сгенерированная компьютером. Чтобы сделать такой спецэффект, актера, облаченного в специальный костюм, сканируют со всех ракурсов. Получившуюся модель загружают в программу, которая позволяет менять детали внешнего облика цифрового дублера. Сегодня компьютерные двойники заполонили общие планы кинолент, без них не обходятся батальные сцены, с их помощью создают фантастических персонажей и животных.
Прославившаяся в последние годы технология дипфейк применяется и в кино: она позволяет состарить актера, сделать его моложе или вообще «воскресить», наложив компьютерную модель его лица на лицо другого (желательно похожего внешне) исполнителя.
То ли люди, то ли куклы
Не каждый фантастический персонаж в кино — заслуга 3D-графики. Часто для их создания используют кукол. Этот могут быть как полноценные манекены, так и макеты необходимых фрагментов тела персонажа. Например, в сериале «Игра престолов» мы видим, как Дейенерис Таргариен гладит по голове своего дракона. Во время съемок использовался муляж, который на постобработке превращался в огнедышащего монстра.
Нужно отметить, что создание анимации — один из сложнейших видов применения компьютерных технологий в кино. До того, как художник начинает работать над персонажем на компьютере, с героя собирается весь «анамнез»: с какой скоростью он ходит, умеет ли он летать или прыгать, есть ли на нам шерсть и какого он роста. В зависимости от полученной информации строится дальнейшая съемка.
— Обязательно внутрь персонажа вставляется мышечный скелет, и создается его анатомия, — говорит Александр Горохов. — Важно, чтобы при движении у него сокращались и расслаблялись мышцы. Тогда он будет более органично и натурально выглядеть на экране.
Хромакей vs LED-экран
Создание декораций — самая распространенная задача для специалистов по визуальным эффектам. И здесь пока что незаменима технология хромакей, позволяющая накладывать нужную картинку на зеленый или синий фон. Тканевую растяжку устанавливают на заднем плане и снимают сцену, а затем в дело вступает команда компьютерной графики. Например, режиссер снимает исторический фильм про Санкт-Петербург, но в кадре вместе с куполами Исаакиевского собора мелькает современный город. Чтобы исправить положение, делается выгородка из зеленой ткани, а затем специалист дорисовывает на компьютере аутентичную городскую застройку.
В последнее время на смену зеленому фону приходят LED-экраны, на которые проецируется нужная фоновая картинка. Такая технология помогает сократить сроки производства и облегчает работу всей съемочной группе. Режиссер уже на площадке может выбрать более точные ракурсы, оптику и выстроить мизансцены с актерами.
Плодотворное сотрудничество
Очень часто спецэффекты разных типов дополняют друг друга. Представьте себе сцену: трескается огромная льдина, дует ветер, взрываются бомбы. Над ее созданием может работать как технический персонал, включающий в себя бригадиров, постановщиков натуральных эффектов и пиротехников, так и мастера компьютерной графики. Обе команды тесно сотрудничают и планируют детали будущего спецэффекта задолго до съемок самой сцены.
Компьютерные технологии также позволяют объединять в одном кадре несколько постановочных спецэффектов, накладывая их друг на друга. Александр Стеценко рассказывает, что для создания сцены
Развитие цифровых технологий не только улучшает итоговую «картинку», но и помогает сохранять жизни актеров и каскадеров, которым приходится выполнять меньше опасных трюков.
— 15 лет назад российским каскадерам самим приходилось прыгать с дома на дом. Человек рисковал, а получал за это не очень больше деньги, — рассказывает Стеценко. — Сейчас с учетом компьютерной графики риск снизился на 95 процентов. Остальные пять закладываются на глупость. При этом качество кадра от такого сотрудничества только улучшается.