Кольский полуостров, несмотря на суровый климат, издревле был центром жизни. Несколько тысяч лет здесь поселились саамы, которые во многом сохранили свой образ жизни в эпоху технологий и глобализации.
О том, как жили и живут саамы Кольского, рассказывает
История
Считается, что 11 тысяч лет назад протосаамы начали осваивать Фенноскандию — территорию, которая охватывает современные Норвегию, Финляндию, Швецию, Кольский полуостров, а также запад Архангельской области. Заселив эти земли, саамы начали заниматься охотой, рыбалкой и собирательством. При этом они вели полукочевой образ жизни.
В конце первого тысячелетия нашей эры на саамов начинается усиленное давление со стороны славянских и финно-угорских народов. Это вынудило саамов уйти дальше на север. Русские и норвежские правители облагали саамов данью в виде оленьих шкур и пушнины, а позднее жители Кольского начали торговать с заезжими купцами. Тогда же непривычные к алкоголю саамы начали страдать от «огненной воды».
Географическое положение Кольского полуострова позволяло саамам сохранять традиционный уклад вплоть до начала XX века, но все изменилось после революции — советская власть заставила саамов отказаться от привычного образа жизни и многих традиций. Возрождение саамского быта началось в последние десятилетия. Этому процессу косвенно помогает туризм.
Культура и традиции саамов
Традиционные саамские поселения, в которых люди жили общинами по 50-200 человек с выборным старейшиной во главе, называются погостами. Жители погостов вели совместное хозяйство, а детей с младых ногтей воспитывали помощниками, приобщая к охоте, рыболовству, оленеводству и другим промыслам.
У саамов был патриархальный уклад: мужчины занимались охотой и рыбалкой, женщины поддерживали дом, готовили пищу и воспитывали детей. Жили саамы в традиционных полуземлянках покрытых бревнами и с каменным очагом посередине.
Если в семье было несколько сыновей, то старшие со временем уходили в собственные семьи, но младший сын оставался в семье, помогая родителям и незамужним сестрам. Брачный возраст у саамов одинаковый для девушек и юношей: 20-25 лет. В отличие от многих других народов, саамы не принуждали молодых к браку — пары формировались по любви. Зачастую парни и девушки из разных общин знакомились на совместных праздниках.
Молодая семья начинала свой путь с большим стадом оленей, ведь у каждого ребенка от рождения было несколько животных, полученных в подарок, и это стадо росло вплоть до свадьбы.
Очень важный элемент жизни саамов — их культура и фольклор. Традиционные напевы йойк сейчас снова становятся популярными и обретают новые формы в тяжелой и электронной музыке.
Знания саамы передавали детям в виде легенд и сказаний, содержащих религиозные, мифологические и бытовые мудрости. Например, важная легенда о Мяндаше — духе-олене, сыне шамана и оленихи, которая могла становиться человеком. Он нашел себе саамскую жену, но она не смогла жить по его заветам, и Мяндашу пришлось уйти обратно к стаду. Видя, что его возлюбленная голодает, он пришел к ней и научил охотиться на оленей, строго наказав не убивать только беременных самок. Этот запрет саамы свято чтят и по сей день. Они не только не трогают таких самок, но и приводят их зимой в свои стада.
Современность
В советские времена власти заставили подавляющую часть саамов Кольского полуострова осесть в совхозах, крупнейшие из которых были созданы в селе Ловозеро (около 860 человек), в Ревде (144 человека) и Мурманске (137 человек). Сейчас в России насчитывается не более 2000 саамов и почти все они живут на Кольском полуострове. Всего в мире осталось, по разным данным, от 60 до 80 тысяч саамов, примерно половина из них живет в Норвегии.
В Мурманской области существует несколько туристических комплексов, позволяющих познакомиться с культурой и бытом этого уникального народа. Один из старейших — этно-туристический комплекс «Саамская деревня Самь-Сыйт», расположенная в 100 километрах от Мурманска. Здесь представлены традиционные жилища — вежи и куваксы, а экскурсоводы рассказывают о быте коренного народа. Посетители могут покормить оленей и прокатиться в оленьей упряжке, а также попробовать блюда традиционной кухни: уху, оленину, варенье из северных ягод.
В этнографическом комплексе можно остановиться и на ночь. В стоимость проживания входит как ночлег, так и возможность самостоятельно приготовить еду на открытом огне. Поблизости от деревни находится небольшое озеро, образованное в результате падения метеорита. Его вода считается целебной.
* * *
Отправляясь на Кольский полуостров, не забывайте заранее бронировать проживание и активности, особенно, в высокий сезон (с сентября по апрель), когда в небе можно наблюдать северное сияние. Путешествуйте, ведь это лучший способ очистить ум и получить новые впечатления и опыт.
Фото автора, если не указано иное