В декабре 2024 года президент Сирии Башар Асад, унаследовавший свой пост от отца в 2000 году, потерпел окончательное поражение в шедшей с 2011-го и унесшей миллионы жизней гражданской войне и был вынужден бежать из Дамаска — в Москву. Он пополнил длинную галерею правителей, которые так преуспели в выполнении своих служебных обязанностей, что в конце концов в одиночестве или в сопровождении семьи, ближайшего окружения и нередко государственной казны отправлялись в места разной степени отдаленности от любимой родины. Рассказываем, в какие именно, и почему в последние десятилетия такие побеги случаются гораздо реже, чем раньше.
Зачем бежать?
Когда правление автократа (для краткости мы будем называть так правителя, который теми или иными способами удерживает в своих руках полноту власти в стране в течение многих лет), будь то монарх или диктатор с пышным титулом, доводит страну до всеобщей забастовки, революции, гражданской войны и иных подобных «неприятностей», лучше бы ему куда-нибудь сбежать.
Если он продолжит оставаться у власти в надежде навести в стране порядок в своем понимании или потому что никто и нигде его не принимает, это грозит государству затяжной гражданской войной, как правило кровопролитной, разорением и долгим неспокойствием. Самому же автократу упорство зачастую грозит гибелью, причем весьма болезненной и нимало не благородной — вспомним хотя бы судьбу Муаммара Каддафи, жестоко убитого ливийскими повстанцами в октябре 2011 года.
Другой вариант — договориться с оппозиционными политическими силами о передаче власти, заручившись гарантиями безопасности, но это, увы, редко работает в средне- и долгосрочной перспективе. Скажем, диктатор Аргентины и член военной хунты Хорхе Рафаэль Видéла после пяти лет репрессий, бессудных убийств и нарастающего экономического кризиса в 1981-м сдал власть Роберто Виоле — своему коллеге из той же хунты, но когда в 1983-м после проигранной Фолклендской войны военный режим в Аргентине сменился демократическим, против Виделы и его соратников начались судебные процессы.
В 1985 году Виделу отправили в тюрьму, приговорив к пожизненному сроку. И хотя позже он вышел на свободу, получив помилование от очередного демократически избранного президента, спокойной жизни ему не было: вскоре помилование было отменено, и Видела умер в тюрьме.
Следовательно, бежать надежнее, но куда? Вот несколько проверенных временем вариантов, которые подойдут в тех или иных условиях. Однако следует помнить, что для кого-то они складывались удачно, а для кого-то — не очень.
Если успеваете отбыть до революции, отправляйтесь в спокойную нейтральную страну
В 1848 году племянник Наполеона Бонапарта Шарль Луи Наполеон Бонапарт принял участие в первых в истории Франции (и последних на следующие 117 лет) прямых президентских выборах и победил, почти вчетверо обогнав по числу голосов избирателей ближайшего оппонента. Так началось его 22-летнее правление, на которое пришлись крупнейшие успехи Франции в XIX веке на мировой арене, развитие науки и образования, а также умерщвление республики и восстановление империи, победа в Крымской войне, катастрофическое поражение во Франко-прусской войне, пленение на поле боя и низложение.
Конец правлению Наполеона III положила как раз Франко-прусская война, которую в 1870-м году объявило Пруссии именно правительство Наполеона III, уверенного в полной готовности армии к сражениям и надеявшегося быстрой победой решить или по крайней мере прикрыть многочисленные проблемы, возникшие во внутренней политике за два десятилетия правления.
Но не тут-то было: французская армия вместо победоносного наступления допустила приход прусских войск на собственную территорию, а в битве при Седане 1 сентября 1870 и вовсе потерпела сокрушительное поражение, приведшее, помимо прочего, к сдаче на следующий день в плен Наполеона III (он, несмотря на преклонный по тем временам возраст и слабое здоровье, имел смелость лично возглавлять армию).
Уже 3 сентября, когда ужасающие известия достигли Парижа, там началась революция, не только свергнувшая лично Наполеона III, но и положившая конец монархии. На следующий год серьезными территориальными уступками (на потерянные в результате поражения Эльзас и Лотарингию приходилось примерно 4% населения Франции и более 20% ее горно-металлургических запасов) и гигантской контрибуцией война завершилась, а отпущенный из плена Наполеон III, не решившись вернуться во Францию, отправился в Великобританию, где и обосновался с супругой, семьей и свитой в трехэтажном сельском доме в деревне Чизлхёрст, нынче ставшей пригородом Лондона. Там он прожил еще около полутора лет и умер в 1873 году от болезни почек.
Неудачная попытка
Примечательно, что спустя почти полвека путем Наполеона III мог бы последовать Николай II, приходившийся кузеном тогдашнему британскому королю Георгу V. Но российский император уезжал уже лишившись власти в результате революции, так что Георг, поначалу пригласив бывшего российского императора к себе, затем отозвал приглашение и вместе с правительством Великобритании выступил решительно против не то что постоянного, но даже и временного проживания Николая II на островах.
Причина этого отказа, по мнению историков, в том, что Николай II был очень непопулярен среди населения Великобритании и король с правительством опасались, что появление свергнутого российского императора может привести к падению теперь уже британской монархии.
Если волнения начались и из страны уже не выбраться, обратитесь в посольство страны, с который вы не испортили отношения
Согласно международному праву, территория диппредставительства — это практически территория другой страны, и проникнуть туда может разве что совсем уж разъяренная толпа или такие силы, которым нечего терять и которые могут себя позволить хотя бы временно игнорировать международное право. К тому же здания посольств обычно бывают хорошо укреплены и защищены от несанкционированного проникновения. Это дает надежду переждать горячее время и даже попытаться скрыться из страны дипломатическим транспортом.
Так, члены правительства Народно-демократической республики Эфиопии, заставшие на своих постах падение режима Менгисту Хайле Мариама в 1991-м (он сбежал в Зимбабве, а соратников с собой не взял), спрятались от повстанцев в итальянском посольстве. Дипломаты приняли четверых высокопоставленных деятелей «народно-демократического» режима один из которых, Хайле Йимену, покончил с собой спустя два года, другой, Тесфайе Гебре Кидан, умер через 13 лет, по некоторым данным, от удара бутылкой по голове во время ссоры с товарищем по несчастью Берхану Байехом. Сам Байех и четвертый беглец, Аддис Тедла, дождались помилования от новых властей Эфиопии и вышли-таки из посольства — спустя 29 лет, 7 месяцев и 3 дня после получения убежища.
Но Менгисту Хайле Мариам все же устроился лучше своих товарищей, и его случай иллюстрирует следующую опцию потерявшего власть автократа, о которой мы расскажем ниже.
Неудачная попытка
Президент Афганистана в 1987–1992 годах Мохаммад Наджибулла пришел к власти в стране, когда там уже 10 лет шла гражданская война, начавшаяся после военного переворота и прихода к власти просоветской Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) в 1978-м. Спустя год после этого переворота в Афганистан вошли советские войска, фактически оккупировав страну.
Наджибулла попытался провести политические реформы, смягчив режим, но снижение экономической помощи от СССР, вывод советских войск, международная изоляция и другие проблемы в конце концов привели к падению его режима в 1992 году. Наджибулла не успел покинуть страну и укрылся в здании миссии ООН в Кабуле (приравнивается к посольству), где и провел следующие четыре года — пока власть в Кабуле не захватило радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ). Когда отряды боевиков вошли в Кабул, они не проявили никакого уважения к дипломатическому статусу представительства ООН, ворвались туда, схватили Наджибуллу и его брата, подвергли их пыткам и убили, вывесив тела на всеобщее обозрение.
Если нейтральные страны не принимают, обратитесь к братьям по разуму
В свете всего сказанного выше наиболее надежным представляется вариант, погрузив в самолет, поезд или на подводы все приобретенное за долгие годы беззаветного служения отечеству, отправиться к какому-нибудь своему единомышленнику и коллеге — автократу. Тот — в силу схожести ли взглядов или за процент от заработанного — даст приют и охрану, а также, возможно, составит компанию за чашкой чая.
Именно такой путь избрал упомянутый выше Менгисту Хайле Мариам, когда его режим, существовавший с 1974 года, рухнул в 1991-м, лишившись поддержки от СССР.
Чем же отметился его режим? Помимо в целом успешных реформ в области образования и здравоохранения, гражданской войной, голодом 1984–85 гг. и многочисленными репрессиями против собственного населения, наиболее активная фаза которых получила название красного террора. Начался он с устранения политических противников, а продолжился борьбой с «врагами революции», которых хватали, пытали, казнили, нередко прямо на улицах.
Особенно запомнились жителям страны бессудные казни студентов и подростков: их расстреливали по малейшему подозрению в нелояльности режиму, а тела затем продавали родителям за цену потраченных в ходе умерщвления пуль.
За время правления Хайле Мариама, по разным оценкам, только в результате красного террора погибло от 100 до 500 тысяч человек — это не считая жертв голода (его долгое время скрывали от внешнего мира, который мог бы раньше оказать помощь) и гражданской войны. Смертные приговоры в отношении примерно 2000 человек он подписал лично.
Все это не помешало Хайле Мариаму, бросив своих соратников, вылететь в Кению, а оттуда перебраться в Зимбабве в статусе личного гостя тамошнего президента Роберта Мугабе (о результатах 30-летней деятельности последнего на своём посту мы уже рассказывали, в частности, в материале о гиперинфляции). Там он и живет с 1991 года в роскоши, окружённый телохранителями, успешно пережив и покушения, и запросы на экстрадицию в родную Эфиопию: новые власти страны провели трибунал над Хайле Мариамом и его соратниками и заочно приговорили его сначала к пожизненному заключению, а затем и к повешению — судья трибунала приравнял его деятельность к геноциду.
Неудачная попытка
Но не всем так повезло с личными приглашениями от глав других государств, как Менгисту Хайле Мариаму. Скажем, после стремительного и, к счастью, бескровного обрушения просоветского режима в ГДР в 1989-м его последний глава Эрих Хонеккер успел скрыться под крылом большого брата: уехал в СССР в статусе личного гостя Михаила Горбачёва и первое время жил спокойно.
В 1991-м правление Михаила Сергеевича закончилась вместе с Союзом, а власти демократической России такому гостю рады не были и выдали его по запросу объединенной к тому моменту Германии, чтобы он предстал перед трибуналом. Этот трибунал был призван был по достоинству оценить 18-летнюю деятельность Хонеккера на посту главы ГДР. Кстати, перед отправкой в Германию он несколько месяцев скрывался от экстрадиции в посольстве Чили, но это была, по-видимому, инициатива посла Чили в СССР.
В конце концов, Хонеккер все же отправился летом 1992-го на родину — в тюрьму, а его семья — в Сантьяго, но судебное производство над ним было прекращено по состоянию здоровья: Хоннекер страдал терминальной формой рака. Умер он в Чили в 1994 году спустя 4 месяца после освобождения.
Почему диктаторы теперь редко сбегают?
В последние десятилетия, по свидетельству исследователей, все больше стран оказываются частью пространства, в котором действует международное право. А по нему военных преступников, массовых убийц собственных граждан, коррупционеров, торговцев оружием и наркотиками и остальных тому подобных деятелей можно привлечь к ответственности в суде.
Вот президент Либерии Чарльз Тейлор, помимо всего прочего, вмешался в гражданскую войну в соседней Сьерра-Леоне, потом довел свою несчастную страну до очередной гражданской войны, бежал оттуда в Нигерию, а спустя шесть лет, в 2012-м, все равно оказался в Международном суде по Сьерра-Леоне, был признан виновным в ряде преступлений и теперь сидит в тюрьме.
Его коллега из Чада Хиссен Хабре, когда его сместили в результате переворота в 1990-м, бежал в Сенегал, а в 2016-м Специальный африканский трибунал — трибунал по делам относительно международных преступлений, совершенных в Чаде, — приговорил его к пожизненному заключению за длинный список преступлений, совершенных во время его восьмилетнего правления, включая приказы убить в общей сложности 40 тысяч человек, изнасилования и организацию сексуального рабства. Умер он в тюремной больнице от коронавируса в 2021-м.
С другой стороны, современный мир делается все более прозрачным, и найти беглеца от правосудия, и также доказательства его преступления, становится проще. Вот Фелисьен Кабуга из Руанды, прямо ответственный за разжигание в стране геноцида в 1994–95-м, прятался больше четверти века в разных странах, но в конце концов был пойман в 2020-м.
Если вас поймали, но не убили и не посадили, проситесь на остров
Традиция отправлять переживших смещение правителей на какой-нибудь отдаленный остров началась, конечно, далеко не с Наполеона Бонапарта. На острова разной степени удаленности от столицы свергнутых правителей ссылали еще в Византийской империи.
Например, в 642 году 15-летнего императора Ираклия II с матерью Мартиной после нескольких месяцев правления сослали на Родос, предварительно изувечив обоих. Спустя примерно 160 лет императрица Ирина, правившая в 797–802 гг., не по своей воле отправилась из Константинополя на остров Лесбос, а ведь ради получения полной власти она даже организовала заговор, в результате которого ее сына Константина VI, при котором она была регентшей, ослепили, после чего отправили в тюрьму, где он и умер.
Хотя вероятность умереть на удаленном острове если не от отравления или ножа подосланного убийцы, то от скуки, весьма велика, но все же остаются и шансы на спасение. Более того, даже удаленность и пустынность острова — не приговор. Так, легендарный остров Святой Елены, последнее пристанище Наполеона, для другого лишившегося власти деятеля оказался вполне гостеприимным. Речь о Динузу каКечвайо, верховном правителе зулусов в 1884–1913 годах.
В 1890-м после подавления возглавляемого им восстания на западе нынешней Южно-Африканской Республики британские колониальные власти отправили его на остров Святой Елены, где он провел семь лет, а по возвращении из ссылки (конечно, с санкции англичан) вошел в колониальную администрацию.
Иногда они возвращаются
Чтобы закончить в оптимистическом (для беглецов — за их соотечественников не поручимся) ключе, расскажем, что из изгнаний и ссылок иногда возвращаются на некогда оставленные посты, причем даже если пришлось претерпеть страдания и лишения.
Тут в дополнение к Динузу каКечвайо стоит вспомнить византийского императора Юстиниана II. Воцарившись в 685 году после низложения его дядюшек как наследник своего отца Константина IV в возрасте 16 лет, он сразу же снискал нелюбовь подданных. Вызвала ее жестокость юного Юстиниана, а позднее — злоупотребления его фаворитов. В результате через 10 лет правления его собственный полководец Леонтий, посаженный в тюрьму по подозрению в измене, сбежал из заключения, возмутил народ, сверг Юстиниана, отрезал ему нос и отправил в ссылку в Херсонес Таврический, то есть в Крым.
Следующие десять лет Юстиниан прожил в Херсонесе, пока однажды у него не случилось видение, что он снова будет правителем. Тогда он заручился поддержкой славянских и болгарских племен, в 705 году пришел в Константинополь, сверг правившего там императора Тиверия III (который ранее сверг Леонтия), занял трон и принялся мстить обидчикам. И хотя второе его правление нельзя назвать архиуспешным, ибо оно закончилось уже в 711 году тем, что его телохранитель отрубил ему голову (ее потом долго носили на пике сначала в Константинополе, а затем и в других городах империи, особенно в тех, которые император пытался принудить к покорности огнем и мечом), пример Юстиниана должен давать надежду, что свержение, ссылка и даже нанесение тяжких телесных повреждений не являются непреодолимым препятствием для занятия наивысшего положения еще раз.