То она подходила к фортепьянам и играла на них, морщась от напряжения, единственный вальс, который знала, то брала книгу романа и, прочтя несколько строк из средины, бросала его, то, чтоб не будить людей, сама подходила к буфету, доставала оттуда огурец и холодную телятину и съедала ее, стоя у окошка буфета, то снова, усталая, тоскующая, без цели шлялась из комнаты в комнату.
Л. Н. Толстой, «Юность» (1857 г.)
Она подошла к буфету и загремела посудой. Яков Тарасович посмотрел на нее, пожевал губами и вдруг, хлопнув Фому ладонью по колену, сказал ему…
Максим Горький, «Фома Гордеев» (1899 г.)
Читая эти строки в XXI веке, мы не совсем понимаем контекст того, что происходило на самом деле, для нас сейчас смысл вещей в пространстве уже поменял свой смысл.
Всё, что связано с едой, сакрально
Материальная среда формируется человеком, с одной стороны, под те задачи, которые нужно решить для повышения комфорта, а с другой стороны — исходя из самого устройства быта. Так уж сложилось, что для человека процесс питания жизненно важен. С древнейших времен этот процесс был одним из центральных в общей жизнедеятельности человека, поэтому всему, что с ним связано, будь то добыча пищи или ее приготовление, человек уделял самое пристальное внимание. Примеры тому — артефакты возрастом в сотни тысяч лет, связанные с охотой, хранением еды и самим процессом трапезы.
Трапеза для человека постепенно стала не только обычным физиологическим процессом, необходимым для выживания, но и начала приносить удовольствие, успокоение. Еще позже совместный прием пищи стал означать в обществе социальную коммуникацию, в которой были важны единение, общность, выстраивание иерархии внутри коллектива.
Материальные же носители функциональных задач, связанных с питанием, тоже обрастали элементами, продиктованными условиями и договоренностями внутри общества. Так, в древнем мире на посуду наносили изображения и орнаменты, которые должны были защитить от злых духов. В Новое время по изящности изображений на вазах и блюдах стали считывать информацию о богатстве и социальном статусе хозяина дома.
От сундуков к многоярусным шкафам
Так же, как усложнялось декорирование посуды, множились и объекты, связанные с посудой в доме: от столов и стульев, формировавших процесс трапезы, до сундуков, шкафов и буфетов, необходимых для хранения посуды.
Чем изящнее и сложнее становилась посуда, тем сильнее возрастало желание у людей хранить ее более бережно и безопасно. Так, в XV веке из сундуков золотая и серебряная посуда перебрались в шкафы, которые к XVII веку трансформировались окончательно в новый вид мебели — буфеты.
Постепенно сформировался особый подход к хранению: снизу ставили более объемную и тяжелую посуду, убирая наверх легкую и хрупкую. Прошли века, но мы и сейчас следуем этому же принципу, ведь эта логика продиктована простой физикой: распределением нагрузки, расположением центра масс, устойчивостью изделия.
Так как в XVII веке еще не существовало ДСП и ЛДСП, буфеты изготавливались из самого доступного материала — древесины. Она тоже стала предметом определения статуса — чем более редкий и изысканный сорт дерева использован, тем выше хозяин буфета стоит на социальной лестнице.
Когда простого хранения посуды стало недостаточно для подчеркивания статуса и богатства, верхние дверцы стали делать с прозрачными вставками, чтобы продемонстрировать красоту, хранящуюся внутри.
Любопытно, что полезная функция замков постепенно привела к тому, что в буфетах стали хранить и продукты, например, сахар, крупы, сладости. Хозяйки закрывали дверцы буфета на ключики, чтобы не дать домашним и малышам похитить сладости раньше, чем наступит время десерта.
Однако этот факт не повлиял на формообразования изделия, которое, в первую очередь, продолжало адаптироваться под хранение посуды. Действительно же повлиял на дальнейшую эволюцию буфета сопутствующий процесс эксплуатации посуды «не отходя от места».
Шкаф и стол одновременно
Нам кажется удобным, что, достав кружку, можно сразу же поставить ее на плоскую устойчивую поверхность, налить напиток, при необходимости размешать, добавить сахар или специи. Нашим предкам это тоже казалось удобным, поэтому в буфетах появилась сначала широкая полка, которая изначально была обусловлена переходом глубины нижних больших полок, приспособленных под кастрюли и другую громоздкую утварь, к верхним полкам для блюдец, кружек и других хрупких и небольших элементов сервизов.
Полку расширили и углубили, отделив тем самым верхнюю часть от нижней. На это пространство всегда отводили не менее 40 сантиметров для комфортной эксплуатации.
Далее последовало еще одно усовершенствование: хозяйкам стало удобнее располагать мелкие инструменты в нижних шкафах ближе к столешнице, и мастера добавили между столешницей и шкафами для хранения новейший элемент — выдвижные ящики. В этом описании несложно увидеть современную кухню, если представить последнюю трансформацию — физическое разделение буфета на верхний и нижний шкафы.
Из квартир в рестораны
Работая с малыми пространствами кухонь и определенными назначенными функциями, проектировщики определили, что все задачи, выполняемые человеком при взаимодействии с буфетом, дублируют задачи, необходимые при взаимодействии с процессами, определенными для кухонь. Оставался один шаг — увеличить мобильность и гибкость пространства, что в итоге и было выполнено.
Возможно, именно поэтому буфет как отдельный вид мебели сейчас практически не востребован в современном интерьере жилых квартир, однако встречается в больших жилых пространствах и часто используется в ресторанах и кафе. Ведь в скромном пространстве современной кухни эти функции уже выполняют другие объекты с улучшенными свойствами, в то время как заведению общепита необходимо куда больше места для хранения, чем среднестатистической хозяйке.
Как буфеты в Советском Союзе превратились в серванты и что значил этот предмет мебели для советского человека, читайте во второй части статьи.