Миф № 1: вуду — единая религия
Думаете, что вуду — это какая-то единая система верований с общими канонами для всех последователей религии? Ошибаетесь. Начнем с того, что в мире выделяют три самых известных вуду: западноафриканское, гаитянское и вуду Нового Орлеана, оно же луизианское. Кроме того, свои течения существуют на территории Бразилии, Кубы и Доминиканской Республики.
Изначально эта религия происходит из Африки: она зародилась на территории современного Бенина, сформировавшись на основе традиционных верований африканских народов. Распространение вуду в Новом Свете произошло во времена трансатлантической работорговли — с середины XVI века по начало XIX века, — когда рабов массово вывозили из Африки для работы в Южной и Северной Америке.
Важно также отметить, что вуду — религия устная, у ее последователей нет никакого «священного писания», строго регламентирующего ритуалы и поведение верующих. Неудивительно, что в таких условиях на каждой территории сформировалась своя особенная религия при наличии общих принципов, идеи и мифологии. В англоязычной литературе существуют даже различные термины: традиционные африканские верования обозначают словом Vodun, гаитянское вуду — Vodou, а вуду Нового Орлеана — более привычным для нас Voodoo. Но не нужно думать, что внутри этих течений царит единообразие: на самом деле практики вуду и даже система божеств может отличаться в разных общинах.
Миф № 2: в вуду нет бога
Вы удивитесь, но в действительности вуду можно назвать монотеистической религией, а если точнее — «рассеянно-монотеистической». Дело в том, что последователи вуду верят в единого бога, который создал Вселенную. В гаитянском вуду он носит имя Бондьё (от французского Bon Dieu — «хороший бог»), в традиционном западноафриканском — Маву, или Маху. Вот только вы редко увидите вудуиста, который молится непосредственно богу: последователи этой религии взаимодействуют с духами, которых называют лоа.
Лоа в религии вуду — некие природные энергии, сущности, принципы, они активно взаимодействуют с человеком и выступают своего рода посредниками между людьми и верховным божеством. Классификации духов и даже их имена различаются в зависимости от региона. Так, в одной из традиций западноафриканского вуду у верховного божества есть семь детей — семь главных духов. Но это лишь одна из традиций и условный «пантеон» vodun семью сущностями не ограничивается.
В гаитянском вуду лоа делятся на «нации», всего выделяют 21 нацию, но редко кто способен перечислить все. Основные — три. Нация Рада — духи традиционного африканского vodun, к ним относится, например, Легба — дух перекрестков и дверей, отвечающий за переход из одного состояния в другое. Нация Петво — гаитянские духи, в их число входят удостоившиеся статуса лоа деятели Гаитянской революции 1791–1803 годов. Нация Геде — духи смерти и перерождения, в частности знаменитый Барон Самеди, или Барон Суббота, — властитель кладбищ.
Нельзя также не упомянуть влияние католической церкви, в особенности на гаитянское и луизианское вуду: когда рабов перевозили из Африки в Новый Свет, их принудительно обращали в христианство, и традиционные африканские верования в общинах постепенно смешивались с католицизмом. Сейчас многие последователи вуду могут называть себя католиками, не видя никаких противоречий между двумя религиями: Бондьё у них ассоциируется с христианским Богом-отцом, а лоа — со святыми или ангелами.
Миф № 3: вуду — черная магия
Многие видели голливудские фильмы, где злобные вуду-волшебники норовят кого-нибудь проклясть, но ни в одной из разновидностей вуду причинение кому-либо вреда не является основой религии.
В верованиях вуду сила сама по себе не может быть хорошей или плохой, она просто есть, а вот использовать ее можно и во благо, и во зло. При этом последователи основной линии этой религии стремятся все же к первому: они верят, что духи накажут их за несправедливые поступки по отношению к другим людям.
Одной из главных задач жрецов и жриц вуду является целительство. Не забывайте, что эта религия распространена в местах, где наблюдаются серьезные проблемы с квалифицированной медицинской помощью, так что жречество становится своего рода передовой линией социальных услуг для большинства людей. Лекарственные снадобья на основе различных растений — важная часть религии, как и обращение к духам с просьбой об исцелении человека.
Кроме того, последователи религии обращаются к лоа по самым разным вопросам: их просят об удаче, финансовом благословении, замужестве, а некоторые даже об американской грин-карте!
Полностью отрицать существование «темной» стороны вуду, конечно, не стоит: последователи религии верят, что существуют бокоры — колдуны, часто ассоциирующиеся среди самих вудуистов с использованием силы во зло. Так, в Бенине верят в существование «тайного общества» таких колдунов и ведьм, скрывающихся внутри общины и способных насылать на людей болезни и несчастья. Но, как вы уже поняли, мирные вудуисты бокоров не слишком жалуют.
Миф № 4: жертвоприношения младенцев
Если при словах «ритуал вуду» в вашем воображении всплывают картинки кровавой резни младенцев над алтарями из костей, то, возможно, пора завязывать с ужастиками. Человеческие жертвоприношения, в том числе младенцев, для вуду «основной линии» вовсе не характерны. Нельзя, однако, сказать того же о жертвоприношениях животных.
Ритуальное убийство животных играет значительную роль в системе верований вуду, подобные жертвоприношения выступают в качестве подношения и угощения для духов. В некоторых случаях из мяса животного готовят любимое блюдо духа, которого нужно призвать во время ритуала, причем это блюдо употребляют и сами участники церемонии — таким образом, подношение для лоа «кормит» всю общину. При подготовке к жертвоприношению над животным совершают молитвы, его благословляют и даже просят у него «разрешения» на использование в ритуале.
Еще одной формой использования животных в вуду являются амулеты, так называемые фетиши. В Бенине работает целый рынок, где можно найти засушенного хамелеона, приносящего удачу, голову крокодила, дарующую обладателю силу, или мертвых птиц — местное лекарство от желудочно-кишечных заболеваний.
Впрочем, использование человеческих тел или их частей в ритуалах и фетишах полностью исключать нельзя: помните «тайное общество колдунов», которого боятся мирные вудуисты Бенина? Да, все правильно, эти колдуны как раз и используют фрагменты человеческих тел для своих практик, но даже в этом случае речь идет не об убийстве человека, а о расхищении свежих могил, что все еще порицается в вуду.
Миф № 5: куклы вуду
Еще один часто эксплуатируемый в массовой культуре образ — тряпичная кукла вуду, которую злобный колдун пронзает иглами, чтобы причинить человеку боль. И снова все совсем не так, как в настоящем вуду, в любом из его течений.
Своеобразные куклы действительно могут использоваться вудуистами, но совсем с другой целью: их применяют во время ритуалов исцеления или для связи с духами умерших близких или далеких предков. Также куклы могут быть частью ритуала для призыва лоа.
Примечательно, что на рынках в Новом Орлеане действительно можно найти кукол вуду в том виде, в котором мы их себе представляем. Они даже продаются с иголкой или небольшим кинжалом, в набор также входит инструкция по использованию. Но не дайте ввести себя в заблуждение: подобные куклы — всего лишь сувениры для туристов, в настоящих ритуалах они не используются.
Миф № 6: все вудуисты одержимые
Понятие «одержимости» неразрывно связано с вуду, однако утверждать, что все люди, исповедующие эту религию, постоянно «одержимы» какой-либо злой сущностью — глубокое заблуждение. Во-первых, как мы уже выяснили, духов в вуду нельзя охарактеризовать словами «добрый» и «злой». Во-вторых, давайте разберемся с термином «одержимость», который сами последователи религии предсказуемо не любят.
Традиционные ритуалы в честь лоа в большей степени напоминают праздник, чем богослужение: они наполнены танцами под звуки барабанов, при этом движения и ритмы зависят от того, к какому именно духу обращается община. В культах вуду каждый лоа имеет свои предпочтения: любимый цвет, напиток, блюдо, — и ритуалы всегда устраиваются с учетом этих индивидуальных особенностей. Например, на церемонии в честь Барона Самеди участники одеты в черный и пурпурный цвета, а столы ломятся от пряного рома. И да, такие ритуалы предусматривают «вселение» чествуемого духа в тело участника церемонии.
Вудуисты верят, что привлеченный ритуалом дух может на время занять тело верующего, чтобы обратиться к общине с советами и наставлениями, но речь идет лишь о временной «одержимости», причем добровольной: каждый участник церемонии сам предлагает свое тело в качестве краткосрочного вместилища для лоа, который покинет тело сразу же, как только выполнит то, для чего был вызван. Так что да, нечто похоже на одержимость в вуду существует, но совсем не в том виде, в каком это представляется в мифе.