Сказание о Хочбаре
Хочбар был простым горцем из гидатлинского аула, не имевшим ни титулов, ни богатств. Много лет он враждовал с аварским ханом Нуцалом, который устраивал набеги на гидатлинцев и отбирал у них урожай. Хочбар в ответ угонял овец из ханских отар и забирал награбленное у нукеров коварного Нуцала, чтобы раздать все беднякам.
Однажды аварский хан предложил Хочбару сделку. Он давно сосватал свою дочь Саадат за сына казикумухского хана, но не знал, как безопасно отправить ее в прикаспийские земли. И если Хочбар отвезет невесту жениху, то хан пообещал ему оставить Гидатль в покое.
За время долгого пути Саадат полюбила Хочбара и стала умолять не отдавать ее нелюбимому жениху, а увезти в Гидатль в качестве жены. Но, чтя законы гор, Хочбар не мог изменить слову, и после свадьбы Саадат вернулся к себе в аул.
Прошло время, и Саадат вместе с мужем приехала в аул Хунзах в гости к отцу. По этому случаю аварский хан устроил праздник и пригласил на него Хочбара. Напрасно Саадат предупреждала любимого, что хан готовит западню, напрасно мать просила отказаться от поездки, напоминая о подлости Нуцала.
Хочбар не желал прослыть трусом. Обычай требовал ответить на приглашение, даже если его сделал враг. Оседлав лучшего коня и взяв алмазный перстень в подарок ханше, он отправился в гости к Нуцалу. В Хунзахе Хочбара с почетом ссадили с коня, а потом набросились на него и заковали в цепи. Нуцал нарушил законы гостеприимства. На совете старейшин решено было сжечь героя. Убитого кровника всегда выдавали семье, но от Хочбара не должно было остаться ничего.
Весь Хунзах от мала до велика собрался у огромного костра. В первых рядах стоял сам хан Нуцал вместе со своими детьми. «Может, ты споешь и станцуешь нам напоследок», — предложил он Хочбару. Смеясь, смотрел хан, как в последний раз танцует герой. В пляске тот трижды обошел ковер, а потом, легко подхватив двух маленьких сыновей Нуцала, бросился с ними в огонь, покарав коварного хана и прекратив его род.
Камалил Башир
Жил в дагестанском ауле Чох юноша Камалил Башир поразительной красоты. Был он хорошим музыкантом, играл на зурне, пандуре и комузе, и вокруг него всегда было много женщин. Не только девушки, но и замужние горянки не давали ему прохода, стремясь, где только возможно, взглянуть на его невероятную красоту.
Мужья и отцы Чоха, не сумев образумить своих жен и дочерей, пригрозили убить Башира, если он не покинет аул. Камалил Башир ушел в лес, где стал жить в пещере, но и там ему не было отбоя от женщин. В конце концов ему надоела жизнь загнанного зверя, и он решил вернуться в аул.
Почерневшие от ревности мужчины собрали совет и стали думать, как избавить свои семьи от позора. Несчастного Башира решено было убить. Его схватили, привели на площадь перед мечетью и привязали к столбу. Надо было решать, кто первым нанесет удар. И тогда отец Башира, чтобы не ввергнуть аул в пучину кровавой мести, сам убил сына.
Башира похоронили на окраине Чоха, но женщины, придя в отчаяние, пытались разрыть его могилу. И мужчинам пришлось навалить на нее груду каменных глыб, сдвинуть которые женщинам было не под силу. Но горянки еще долго приходили на могилу Башира и, рыдая, старались оживить его своими слезами.
Это можно было бы назвать легендой, но на кладбище Чоха действительно есть могила с надписью на русском языке «Камалил Башир. Райской красоты. Из-за злых языков его отца вынудили отсечь ему голову. Неописуемая трагедия».
Кункинский столб
В высокогорном даргинском селении Кунки жива легенда о некоем казикумухском хане, который засылал свои отряды грабить и собирать дань с аулов Южного Дагестана. В один из таких набегов люди хана разграбили Кунки. До поздней ночи продолжалось их шумное застолье, а когда все заснули, кункинцы вырезали всех незваных гостей, а их тела сбросили в пропасть.
Не дождавшись возвращения отряда, казикумухский хан направил в Кунки своих нукеров во главе с наибом. Наиб учинил суд и в наказание за убийство людей хана наложил на жителей аула огромную дань. Каждый год они должны были отдавать хану 10 лошадей, 40 коров и 100 овец. Условия договора наиб приказал высечь на столбе, стоящем у дороги, объявив, что дань будет собираться до тех пор, пока цела надпись на столбе.
Много лет кункинцы платили дань, пока не пошли на хитрость. Найдя старика, слепого от рождения, они вручили ему долото и попросили уничтожить надпись. Когда же с наступлением весны кункинцы не прислали дань, хан во второй раз послал наиба в аул.
Убедившись, что надписи на столбе действительно нет, наиб заставил поклясться на Коране каждого жителя аула в непричастности к ее исчезновению. Единственный, кто не произнес клятву, был слепой старик, который по закону гор не мог быть свидетелем происшествия. С тех пор жители села перестали платить дань казикумухскому хану.
Шарвили
Жили в лезгинском селении Ахты чабан Даглар и его жена Цюклер. Семь лет ждали они ребенка и почти свыклись со своим несчастьем, как однажды к ним в саклю заглянул мудрый старец, лекарь и сказитель Кас-Буба, обладавший даром ясновидения. В благодарность за гостеприимство он подарил супругам большое красное яблоко и посоветовал съесть его вместе, а когда у них родится сын, назвать его Шарвили.
Появившийся в положенный срок мальчик оказался настоящим богатырем. Его большую колыбель с трудом поднимали семь девиц, но вскоре даже она стала ему мала. С рождения Шарвили был лишен чувства страха. Став, как и отец, чабаном, он, защищая отару овец, без труда догонял волка, не испугался напавшего на односельчан огромного разъяренного быка и свернул ему шею, а однажды перекрыл разлившуюся весной реку Санур, отламывая голыми руками от скал огромные камни.
Сражался Шарвили не только с реальными, но и с мифическими существами, обитателями подземных и подводных миров. И побеждал их благодаря исполинской силе и мечу, закаленному в грудном молоке женщин, родивших первого ребенка.
Шарвили был так могуч, что ни один из коней не выдерживал его веса. И тогда по совету Кас-Бубы он отправился на поиски волшебного коня, способного летать по воздуху, и на пути к нему сразился со злобным одноглазым великаном. Богатырь был добр, справедлив и всегда помогал своим односельчанам.
Однажды одним ударом меча он прорубил перевал между вершинами Лезе-Даг и Базар-Дюзи, чтобы дать проход людям. Желая помочь Кас-Бубе преодолеть болезнь, Шарвили опускался на дно Каспийского моря, чтобы силой забрать у морского владыки волшебную птицу, и по просьбе старика из Ахты отправился в Ледовую страну на поиски его сыновей, ушедших искать счастье в других краях. Попав туда, Шарвили вступил в единоборство с ее повелителем Отцом Стужи и, победив, взял с него обещание, что тот будет приходить к людям только один раз в году — зимой.
Шарвили одержал сотни побед. Пока он твердо стоял ногами на земле, никто не мог одолеть ни его, ни его односельчан-ахтырцев. А сбить богатыря с ног никому не удавалось. Но враги, узнав, что его сила в земле, решили пойти на хитрость. Они напали на Ахты, но перед началом решающего большого сражения предложили устроить единоборство между самыми сильными борцами с обеих сторон.
По условиям поединка каждый из участников должен был 40 раз обежать арену в деревянных башмаках. В качестве арены был выбран ток, весь усыпанный сухим горохом, и Шарвили поскользнулся на нем, упал на землю, и враги закидали поверженного богатыря камнями. Но Шарвили не умер. Он спит под огромной горой Келезхев, готовый прийти на помощь, если его позовут три раза.
Отрывок из книги Натальи Якубовой «Великий Дагестан: история, культура и традиции народов республики». М.: Издательство Эксмо (Бомбора), 2023.
Читайте книгу целиком
Самые интересные места Республики Дагестан — шкатулки юга России, где история и культура переплетаются с неповторимым кавказским гостеприимством и многовековыми традициями.