Говоря об автомобилях будущего, многие зачастую подразумевают машины, которые умеют летать. Странно, что гораздо реже вспоминают про возможность установить авиационный мотор на обычную машину. Но когда такое все же случалось, результаты удивляли даже создателей подобных диковинных машин.
В начале 1980-х в конструкторском бюро ЗиЛа решили поэкспериментировать с проходимостью поисково-спасательных вездеходов ПЭУ. Внедорожные качества этих вездеходов и так были высоки, но в определенных ситуациях тяжелой машине просто не хватало мощности двигателя. Решение этой проблемы было радикальным: на ПЭУ решили поставить… турбореактивный двигатель.
Выбор мал на мотор АИ-25ТЛ, который успешно «возил» пассажирский Як-40 и учебный самолет Л-39 «Альбатрос» чешских ВВС. Его установили в задней части шестиколесного вездехода. Благодаря тяге в 1720 кгс теперь на недостаток мощности уже никто не жаловался.
На испытаниях вездеход с реактивным мотором показал впечатляющие результаты. Значительно увеличилась скорость движения по воде. Благодаря дополнительной тяге ПЭУ-1Р (Р — «реактивный») легко выбирался из водоемов даже на крутой берег. Дополнительно оснащенная лыжами машина отлично шла по глубоком снегу. Значительно улучшилась и проходимость в болотистой местности.
Нет, реактивный мотор не стал панацеей. Случалось, что ПЭУ-1Р застревал, что видно на кадрах с испытаний. Впрочем, туда, где застревал ракетный вездеход, обычные ПЭУ просто не могли добраться. Так что главным недостатком конструкции признали просто чудовищную прожорливость. Ведь при включенной реактивной установке запаса топлива в 500 литров машине хватало всего на 17 км. Кроме того, установка тяжелого двигателя значительно снизила грузоподъемность вездехода.
Использованы материалы