Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

Осень — отличное время для наблюдения за пернатыми

11 сентября 20248
Shutterstock/Fotodom.ru

С наступлением осени приходит время миграций, и в этот период можно не только провожать глазами летящий высоко над головой гусиный или журавлиный клин, но и разглядывать птичью жизнь на более близком расстоянии. Чтобы стать бёрдвотчером, то есть наблюдателем за птицами, понадобится не так много: удобная одежда, бинокль, смартфон или фотоаппарат для отличных снимков, по желанию — атлас-определитель. Мы выбрали 10 удачных мест для бёрдвотчинга вместе с экспертами сервиса путешествий Туту.

Национальный парк «Куршская коса»

Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

Кольцевание зарянки, полевой стационар «Фрингилла»

Ксения Онуфриевич

В национальном парке «Куршская коса» (Калининградская область) находится одно из самых известных мест в стране для наблюдения за птицами — полевой стационар биостанции Российской академии наук. Он является подразделением старейшей в Европе орнитологической станции «Фрингилла», которую основал еще в 1901 году немецкий профессор Иоганн Тиннеман. Сотрудники биостанции с удовольствием расскажут путешественникам о пернатых, наблюдаемых на косе, и методах своих исследований.

Куршская коса лежит на путях птичьих миграций, и осенью и весной здесь пролетает до двух миллионов птиц. В это время здесь расставляют сети, в которые ловят птиц для осмотра и кольцевания — это необходимо для изучения миграционных маршрутов. В основном кольцуют мелких певчих птиц, таких как зяблики, чижи, синицы, но попадаются и ястребы, а в тёмное время суток — даже совы.

Астраханский биосферный заповедник

Цапли Астраханского заповедника

Владимир Стрелков / vk.com/astrazapoved

Территория Астраханского заповедника входит в состав водно-болотных угодий международного значения «Дельта реки Волги». Здесь зарегистрировано примерно триста видов птиц, причем почти сто из них — гнездится, а другие прилетают во время миграции и на зимовку. Во время специальных бёрдвотчинг-туров предлагают посмотреть на пеликанов, бакланов, цапель, лебедей, огарей, а также редких стерхов и сапсанов. Туры длятся несколько дней и проходят в сопровождении орнитолога.

Национальный парк «Лосиный остров»

Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

На рассвете в национальном парке «Лосиный остров»

Shutterstock/Fotodom.ru

В национальном парке «Лосиный остров», часть которого находится в черте Москвы, а часть лежит в Московской области, обитают двести видов птиц и сорок видов млекопитающих. Расположенный в его сердце Верхнеяузский водно-болотный комплекс — обширное болото у истока реки Яузы — служит домом для самых разных водоплавающих, от чаек до крякв и лебедей-шипунов. Во время двухдневного тура по «Лосиному острову» путешественникам предлагают провести ночь в глэмпинге, понаблюдать за лесными и водоплавающими птицами на экскурсиях по экологическим тропам и на прогулке по воде на байдарках, а также увидеть лосей и других копытных обитателей Лосиной биостанции.

Заказник «Журавлиная родина»

Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

Серый журавль, заказник «Журавлиная родина»

Игорь Барташов / vk.com/grus__grus

Ещё одно отличное место для наблюдения за птицами в Московской области — заказник «Журавлиная родина». Весь сентябрь в заказнике проводятся экскурсии в рамках «Фестиваля журавля». Именно сейчас гнездящиеся в этих местах журавли собираются на полях в стаи, прежде чем взять курс на теплые края, а пролетающие делают остановку в пути, и за внушительными скоплениями красивых птиц можно понаблюдать вблизи. В течение года в заказнике можно увидеть не только журавлей, но и других перелетных птиц, и кукушек, и синиц, и хищников, в том числе сов.

Национальный парк «Красноярские столбы»

Большой пестрый дятел, Красноярские столбы

Анатолий Коровин / vk.com/stolby

Название парку, который находится вблизи Красноярска, дали скалы-останцы самых странных и причудливых форм. Настоящие походники не упустят возможности совершить небольшое восхождение, но можно и просто прогуляться по экологическим тропам, сфотографировать те самые столбы, а заодно и понаблюдать за птицами. Их тут обитает множество: маленькие трясогузки и камышовки, красные воробьи (или чечевицы), дрозды, сойки, несколько видов дятлов, соловьи, совы, глухари, совы и сапсаны, всего более двухсот видов.

Природный парк «Эльтонский»

Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

Удод, природный парк «Эльтонский»

vk.com/public147087877

Самое крупное солёное озеро Европы, Эльтон в Волгоградской области подходит не только для того, чтобы поправить здоровье с помощью лечебной грязи и рапы, но и чтобы полюбоваться птицами. Акватория входит в список водно-болотных угодий международного значения. Во время осеннего пролёта мигрирующие птицы, особенно журавли и кулики, останавливаются как раз в этих краях. В окрестностях озера можно увидеть десятки видов птиц, характерных для степной зоны, а еще удивительных реликтовых антилоп — сайгаков.

Хакасский заповедник

Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

Большая выпь на озере Иткуль, запечатленная фотоловушкой

vk.com/public35655601 (Заповедник «Хакасский»)

Стать бёрдвотчером можно и в Хакасии, набирающей популярность у путешественников. Отправляйтесь в природный биосферный заповедник «Хакасский», в состав которого входят девять участков в разных районах Республики. Для наблюдения за пернатыми стоит съездить на пресное озеро Итколь (Иткуль), где зарегистрировано двести видов птиц, при этом 17 из них включены в Красную книгу России. Особенно много водоплавающих птиц можно увидеть здесь во время осенних и весенних миграций.

Дальневосточный морской заповедник

Бакланы в Дальневосточном морском заповеднике

Shutterstock/Fotodom.ru

В Приморском крае ищите птиц (и не только!) в Дальневосточном морском заповеднике, расположенном в заливе Петра Великого Японского моря. Его площадь на 98% составляет акватория. Заповедник поделен на несколько больших районов. Попасть в некоторые из них можно с экскурсией, которую нужно забронировать заранее. На островах шумят птичьи базары (тут находятся крупнейшие в мире гнездовья уссурийского баклана и чернохвостой чайки), а на водно-болотных угодьях озера Хасан собираются разнообразные водоплавающие птицы. На самом южном в России острове Фуругельма находятся гнездовья таких редчайших видов, как малая колпица и желтоклювая цапля.

Лебединый заказник на озере Светлом

Зимовье на озере Светлом

Shutterstock/Fotodom.ru

Озеро Светлое в Алтайском крае славится как место зимовки лебедей-кликунов. В конце осени — начале зимы лебеди здесь собираются многими десятками. В заказнике позаботились и о двуногих посетителях без перьев: здесь есть мостки для наблюдения за птицами, можно подойти поближе и даже их угостить (только не булкой, а нормальным птичьим кормом — овсом, который необходимо тут же приобрести).

Национальный парк «Самарская Лука»

Летят перелетные птицы: топ-10 мест для бёрдвотчинга в России

Сизоворонка в национальном парке «Самарская Лука»

vk.com/npsamluka

В Самарской области отправляйтесь в национальный парк, где обитает более двухсот видов птиц, при этом 150 из них гнездится. Многие виды занесены в Красные книги не только области, но и всей России. В парке встречаются множество лесных птах, различные виды сов, дневные хищные птицы, в том числе орлан-белохвост (здесь восстанавливают популяцию самой крупной птицы региона). По парку проложено множество прогулочных и экскурсионных маршрутов — выбирайте тропу попроще или, наоборот, посложнее.