Фильмы ужасов давно было принято считать исключительно жанровым кино, со своими устоявшимися законами, не оставляющими места настоящему искусству. Нет, конечно, на протяжении столетней эволюции жанра было снято немало и авторских «ужастиков» — одни остались в истории кино как единичный эксперимент, другие предопределили дальнейшее развитие мира хорроров. Но в 2010-х, когда, казалось, в жанре уже все было придумано, появились новые, так называемые «возвышенные» хорроры.
Отталкиваясь от классики и известных формул, их авторы не стремятся напугать скримерами, а неспешно нагнетают напряжение, плетут паутины метафор, исследуют психологические глубины и переосмысливают общее для всех наболевшее — и в результате мастерски затягивают нас в еще более темные воды. Vokrugsveta.ru выбрал 7 снятых за последнее десятилетие ужасающих фильмов со сверхъестественными мотивами — как-никак, не за горами самая страшная ночь в году.
«Бабадук» (2014)
Страна: Австралия
Режиссер: Дженнифер Кент
В главных ролях: Эсси Дэвис, Ной Уайзман
Герои фильма австралийского режиссера Дженнифер Кент — вдова Амелия, которая по прошествии семи лет по смерти мужа все еще переживающая эту трагедию, и ее неуравновешенный сын Сэмюэль, страдающий от видений. Их тревоги обретают воплощение, когда в дом попадает загадочная книга о Бабадуке — жутком существе, которое приходит за теми, кто не может справиться со своими страхами.
Сложности материнства, чувство вины, ощущение утраты, одиночество, внутренняя борьба — образ Бабадука становится метафорой ужасов и детства, и родительства. Главным кошмаром оказываются не выдуманные монстры, а наши собственные чувства, которые нужно научиться просто запирать в подвале.
«Ведьма» (2015)
Страна: США, Канада, Великобритания
Режиссер: Роберт Эггерс
В главных ролях: Аня Тейлор-Джой, Ральф Айнесон, Кейт Дики, Харви Скримшо, Элли Грэйнджер
Дебютный фильм американского режиссера Роберта Эггерса, завоевавший главный приз на фестивале «Санденс» и принесший ему всемирную славу, — переосмысление народной сказки-притчи. Действие происходит в первой половине XVII века. Фермер-пуританин, изгнанный из общины первопоселенцев за религиозные разногласия, вместе с семьей переселяется на участок земли возле леса, где живет ведьма и начинают происходить странные, тревожные вещи. С ростом подозрений и паранойи вера, преданность и любовь каждого члена семьи подвергаются шокирующим испытаниям. Критики писали, что повествование в этой картине не полагается на кровь, чтобы напугать зрителей, а вместо этого постепенно проникает под кожу, медленно сводя с ума.
«Ведьма любви» (2016)
Страна: США, Канада, Великобритания
Режиссер: Анна Биллер
В главных ролях: Саманта Робинсон, Джан Кис, Лаура Уоддэлл, Джефф Парис, Джаред Санфорд
Комедия с элементами хоррора Анны Биллер была представлена на фестивале в Роттердаме, показана на многочисленных кинофестивалях и получила признание и за свой визуальный стиль, и за феминистские темы (тут есть прямой разговор о женской телесности, и сатирический взгляд на гендерные роли). Главная героиня — молодая ведьма Элейн — полна решимости найти спутника, который ее полюбит, однако любовные зелья и чары оказываются для них смертельными. Когда она наконец встречает мужчину своей мечты, ее отчаянное желание быть любимой доводит до безумия и убийства. Визуально фильм стилизован под малобюджетные триллеры 60-х и классические итальянские джалли. Даже снимался он на настоящую 35-миллиметровую пленку.
«Мэнди» (2017)
Страна: Великобритания, Бельгия, США
Режиссер: Панос Косматос
В главных ролях: Николас Кейдж, Андреа Райзборо, Лайнас Роуч, Нед Деннехи, Олуэн Фуэре
Слэшер, выкрученный на ультразвук: счастливая семейная жизнь дровосека Рэда и его жены Мэнди в одночасье оборачивается трагедией, когда одержимые сектанты похищают супругов и сжигают Мэнди на костре, и Рэд отправляется мстить.
Эпизоды восстановления справедливости (композицию которых критики сравнивали с экранизацией альбома тяжелого металла) отсылают ко всевозможной киноклассике — от «Кобры» отца режиссера, Джона Косматоса, до «Конана-варвара» Джона Милуса. Этот кислотный хоррор, пропитанный психоделическими галлюцинациями и мчащийся вперед под музыку Йохана Йохансена, был высоко оценен кинокритиками и оказался одной из лучших актерских работ Николаса Кейджа.
«Солнцестояние» (2019)
Страна: США, Швеция
Режиссер: Ари Астер
В главных ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер
Сюжет завоевавшего множество наград психологического фолк-хоррора Ари Астера вращается вокруг группы друзей, которые отправились в Швецию на праздник летнего солнцестояния в традиционной общине. На фестивале молодые люди сталкиваются с жестокими языческими ритуалами, а переживающая личную драму главная героиня Дэни (Флоренс Пью) в результате событий и сама почувствует вкус к крови.
Фильм, перекликающийся с английским «Плетеным человеком» 1970-х и задуманный как типичный слэшер, исследует динамику отношений, манипуляции и тонкости психологического насилия, создавая атмосферу медленно нарастающего ужаса на фоне безмятежного шведского пейзажа, в отсутствие какой бы то ни было тьмы.
Коко-ди Коко-да, 2019
Страна: Швеция, Дания
Режиссер: Йоханнес Нюхольм
В главных ролях: Ильва Галлон, Лейф Эдлунд Йоханссон, Петер Белли, Катарина Якобсон, Морад Балу Хачадорян
Шведско-датский арт-хоррор, показанный в программе фестиваля «Сандэнс», перекликается с психологическими триллерами Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке, хотя критики неизменно вспоминают и комедию «День сурка». Отдых семьи шведов в Дании был омрачен случайной гибелью маленькой дочери. Когда через несколько лет та же супружеская пара задумает провести отпуск на природе, к ним раз за разом станут являться чудовищные визитеры — персонажи, нарисованные на подаренной когда-то девочке музыкальной шкатулке. Герои оказываются во временной петле, из которой не выбраться. Мотив повторяющегося ночного кошмара демонстрирует, как человеческое сознание может запутаться в переживаниях навсегда.
Мертвые не умирают (2019)
Страна: США, Канада, Великобритания
Режиссер: Джим Джармуш
В главных ролях: Адам Драйвер, Билл Мюррей, Хлоя Севиньи, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селена Гомес, RZA, Том Уэйтс, Игги Поп
Зомби-комедия Джармуша открывала Каннский фестиваль и вызвала бурные овации. Когда Земля слетела со своей оси, из могил на кладбище тихого Сентервилля начали вылезать мертвецы — как справятся с этой напастью жители городка? Киноманская лента почти полностью состоит из цитат и отсылок и к самому Джармушу, и к жанровой классике (в первую очередь «Ночи живых мертвецов» Ромеро), и к популярным франшизам. Тем более что заняты в фильме все те же любимые актеры автора. О вампирах режиссер уже высказывался в картине «Выживут только любовники» (2013). На этот раз пришла очередь зомби, которые, не противореча жанру, вновь служат символом живых, не умеющих правильно жить и роющих себе и планете могилу своими же руками.