Группа ученых из университетов шести стран объединила усилия, чтобы разгадать загадку — почему на особой серии византийских денег времен Константина IX изображены две необычные звезды. Согласно
Сверхновая SN 1054 названа так по году, когда началось ее расширение. По словам ученых, это было захватывающее астрономическое событие, и до сих пор оно одно из самых известных в мире науки. После взрыва звезды образовалась Крабовидная туманность, которую по сей день активно изучают астрономы.
Это редкий случай, когда мы точно знаем даты взрыва сверхновой: вспышку наблюдали с 4 июля 1054-го с постепенным затуханием до 6 апреля 1056-го. Данные об этом наиболее подробно сохранились в исторических записях в Китае, упоминания есть также в японских и иракских документах того времени. Однако нет достоверных описаний события от ученых западного мира. Как будто в этой части планеты появление на небе ярчайшей звезды даже не заметили.
Спустя тысячу лет исследователи обратили внимание на нехарактерное изображение на монетах, отчеканенных между 1054-м и 1055 годами в Византии. По разные стороны от головы императора Константина IX располагались две звезды. Это была особая ограниченная серия, на языке нумизматов — монета Константина IX Мономаха класса IV.
На трех предыдущих классах была всего одна Утренняя звезда — Венера, и находилась она рядом с головой монарха, который олицетворял Солнце. На четвертом специальном выпуске появилась вторая, таинственная звезда. Сравнив 36 таких монет из коллекций по всему миру, ученые обнаружили, что размеры второй звезды на них отличаются, как будто она постепенно уменьшается — это могло символизировать ее затухание.
По мнению исследователей, появление второй звезды на монетах того периода рассказывает о космической катастрофе сверхновой SN 1054. Почему тысячу лет назад это событие подробно задокументировали на Востоке, но проигнорировали на Западе, остается вопросом.
Специалисты строят догадки, по одной из версий, христианские астрономы боялись открыто говорить о таком небесном происшествии. Это могло, по мнению отдельных экспертов, наделать много шума и подставить первооткрывателя под отлучение от церкви или более серьезное наказание.
Но тогда появляется еще более интересный вопрос. Кто — мастер по металлу или один из книжников — стал смельчаком, который решился таким образом увековечить взрыв сверхновой?
Ученые оговариваются: стопроцентных доказательств теории о монетах у них нет, но версия должна понравиться романтикам.