Среди дореволюционных российских фотографов нет, пожалуй, более известного, чем Сергей Прокудин-Горский, который прославился экспериментами с цветной фотографией. Но во второй половине XIX — начале XX века в Российской империи работали и другие фотографы, на снимках которых оказались запечатлены интересные моменты из жизни горожан, селян и представителей императорской семьи. Vokrugsveta.ru рассказывает о трех таких «ловцах мгновений».
Вильям Каррик: «Русские типы» шотландского фотографа
Одним из первых покинуть студию и делать фоторепортажи решился Вильям (Василий) Каррик. Будущий фотограф родился в 1827 году в Эдинбурге. Мальчику не исполнилось и года, его семья из Шотландии перебралась в Российскую империю, где отец Вильяма Эндрю вернулся к занятию лесоторговлей в Кронштадте, которое он прервал в 1825, чтобы найти в Шотландии жену.
В 1844 году, когда семья жила уже в Петербурге, Каррик поступил в Императорскую Академию художеств — у юноши обнаружился художественный талант. По окончании Академии в 1853-м Вильям отправился в Рим, где оттачивал мастерство акварельной живописи, а заодно познакомился с искусством фотографии. В 1856-м он ненадолго вернулся в Россию, а через год из-за краха отцовского бизнеса в связи с Крымской войной уехал с братом Джорджем в Шотландию. Там он всерьез начал учиться фотографии.
В 1859 году Вильям Каррик снова прибыл в Россию и открыл в Петербурге фотомастерскую на Малой Морской улице. Снимки он делал вместе с приятелем и фотохудожником Джоном Мак-Грегором, с которым познакомился в Шотландии. Дело спорилось — фотографы не знали отбоя от желающих сняться в их ателье, а также они создавали фоторепродукции известных картин. Впрочем, плата за услуги лишь немногим превышала расходы напарников.
Фотографам быстро наскучило снимать клиентов и картины, так что они отправились на поиски интересных типажей на улицы Петербурга. Так родилась серия «Русские типы» — со снимков Каррика и Мак-Грегора на нас смотрят крестьяне, почтальоны, торговцы, ремесленники, трубочисты, извозчики и т. д. В серии постановочных фотографий для «Русских типов» Василий Каррик также запечатлел женщин в народных костюмах. В 1862-м эти работы Каррика так поразили великого князя Николая Александровича, сына Александра II и тогдашнего наследника престола, что он пожаловал фотографу бриллиантовый перстень (по другой версии, цесаревич наградил шотландца за собственный фотопортрет).
В 1869-м в Москве с успехом прошла выставка работ Каррика. На следующий год они с Мак-Грегором отправились за «Русскими типами» по окрестностям Петербурга, а в 1871-м совершили большое путешествие по Волге и Суре, из которого привезли порядка 200 снимков сельского быта и представителей разных народов: татар, чувашей, мордвы. С его работами были знакомы многие известные художники тех лет. В частности, передвижники вдохновлялись фотографиями «Русских типов» для создания собственных произведений в духе реализма.
В 1872 году Каррик потерял своего коллегу и товарища. После смерти Мак-Грегора он продолжил снимать в одиночку: в 1875-м и 1878 годах фотограф снова путешествовал по Волге, охватив во время этих странствий Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую, Казанскую, Симбирскую, Самарскую и Саратовскую губернии.
В 1876-м Вильяму Каррику была присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств. О талантливом мастере фотографии знали и за границей: выставки Каррика проходили в Лондоне и Париже. Каррик скончался в Петербурге в ноябре 1878 года от пневмонии.
Сергей Левицкий: «Герцен против Герцена», истоки «фотошопа» и портреты пяти императоров
Одним из пионеров отечественной фотографии в середине XIX века стал Сергей Левицкий — внебрачный сын сенатора Льва Яковлева, появившийся на свет в августе 1819 года. Левицкий получил юридическое образование, а затем служил в канцелярии министра внутренних дел. В 1839-м молодой человек увлекся фотографией и сперва постигал премудрости этого нового искусства в России, а в 1844 году, решившись полностью посвятить себя этому увлечению, оставил службу и поехал в Европу.
В 1845-м, находясь в Риме, Сергей Левицкий сделал знаменитый групповой снимок живших тогда в городе русских скульпторов, художников и архитекторов. Попал на снимок и Николай Гоголь — это единственная известная фотография писателя.
Затем фотограф отправился в Париж, где посещал лекции по физике и химии в Сорбонне и познакомился с самим Луи Дагером — создателем дагеротипии, первого способа фотографии, получившего широкое распространение.
В 1849 году Левицкий вернулся на родину и открыл фотоателье на Невском проспекте в Петербурге, напротив Казанского собора. Ему позировали многие известные люди тех лет, в основном — государственные деятели и представители творческой элиты.
Взыскательных клиентов фотограф развлекал необычными фонами и коллажами. Левицкий просил модель принять различные позы, делал снимки, а затем соединял их на манер сценки. Получалось, что человек на фотографии вел сам с собой оживленную беседу или удостаивал своего «двойника» рукопожатием. Одним из героев такой съемки стал Александр Герцен, приходившийся Левицкому двоюродным братом. Фотография «Герцен против Герцена» стала самым известным примером этой серии снимков.
Родство с «неблагонадежным» Герценом не помешало Сергею Левицкому стать придворным фотографом Романовых. Работать с императорской семьей Сергей Левицкий начал еще в 1850-х годах: сначала он сделал портрет Николая I, а в 1856 году снимал в Москве коронацию Александра II. Через три года Левицкий снова уехал во Францию, где несколько лет руководил парижским фотоателье американского фотографа Уоррена Томпсона. В 1864-м Сергей Левицкий был удостоен чести сделать сфотографировать французского императора Наполеона III и его близких.
Около 1866 года Левицкий вернулся в Петербург, снова открыл ателье и начал регулярно снимать императора и его домочадцев. Надо сказать, что Александра II фотограф считал «проблемной моделью». Левицкий сетовал, что лицо самодержца выглядит на снимках то слишком добродушным, то безразличным, если тот смотрит прямо в объектив. Поэтому почти на всех сделанных Левицким фотографиях Александра II, сохранившихся до наших дней, взгляд правителя устремлен в сторону.
Всего Левицкому удалось поработать с четырьмя российскими правителями: от Николая I до Николая II. В благодарность он еще в 1877 году был удостоен звания фотографа Их Императорского Величества (аналогичное звание ему присвоил ранее и Наполеон III).
Левицкий первым среди российских фотографов стал применять электрическое освещение во время студийной съемки, а при обработке снимков он еще в 1860-х придумал использовал ретушь негативов, став одним из создателей технологии фотоколлажа почти за полтора века до появления «фотошопа». Умер Сергей Левицкий в 1898 году. К тому времени семейным предприятием управлял его сын Лев, который оставался фотолетописцем Романовых до 1917 года.
Карл Булла: «отец русского фоторепортажа»
Карьера будущего мастера студийной и уличной съемки началась рано: уже примерно в 11-летнем возрасте сын прусского купца Карл Булла перебрался в Петербург и устроился посыльным в фирму «Дюнант», которая продавала фотопринадлежности и паспарту для безымянных фотоателье. Постепенно подросток освоил профессии техника и фотографа, а в 1875-м открыл свое фотоателье.
В 1876 году Булла, быстро ставший известным фотографом, подал прошение о переходе в подданство Российской империи, которое было удовлетворено. Спустя десять лет ему позволили проводить репортажную съемку на улицах Петербурга. Чтобы «монетизировать» эту сферу своей деятельности, в 1894-м он открыл типографию и начал печатать почтовые открытки со снимками из столицы.
Буллу со временем прозвали «отцом русского фоторепортажа». Он умел оказываться в самой гуще событий и запечатлевать яркие моменты, иногда даже с риском для жизни. Карл Булла стал официальным фотографом Императорского Российского пожарного общества, наблюдая за работой пожарных через объектив фотокамеры. В 1901 году Булла сделал снимок сгоревшего помещения Малого театра Суворина (нынешнего БДТ), в 1914-м — запечатлел горящее здание рынка Апраксин двор.
В архиве Карла Буллы также сохранились снимки петербургских наводнений, забастовок начала XX века и повседневной жизни города.
В 1903 году Карл Булла снимал празднование 200-летия Санкт-Петербурга, а спустя год был приглашен царской семьей для создания фотографий из жизни Николая II, его жены и детей. Помимо прочего, Карл Булла был одним из любимых фотографов «творческой России»: он делал снимки Льва Толстого, Максима Горького, Ильи Репина, Федора Шаляпина. Так, в 1914-м он сфотографировал Шаляпина, позирующего Репину вместе со своей любимой собакой, бульдогом Булькой. Портрета, увы, не получилось (художник переделал свои наброски в совсем другую картину), а вот снимок сохранился до наших дней.
В 1918-м Булла покинул Петербург и осел на эстонском острове Сааремаа, где и скончался в 1929 году.
Наследие и наследники
Фотографами стали и сыновья Карла Буллы — Александр и Виктор. Последний фиксировал боевые действий во время Русско-японской войны 1904–1905 годов, а позднее снимал события Первой мировой войны и двух революций в России. Когда к власти пришли большевики, Виктор Булла даже сделал несколько портретов Ленина. В 1938 году фотограф стал жертвой репрессий. По ложному доносу своего коллеги-ретушера Виктор Булла был арестован, обвинен в шпионаже и расстрелян.
Александр Булла тоже был репрессирован: в 1928 году его обвинили в подделке документов, а в 1929-м осудили и отправили сперва в лагерь на Соловецких островах, а затем — на строительство Беломорско-Балтийского канала. По некоторым данным, вскоре фотографу дали ряд послаблений и перевели на стройку канала Москва — Волга. Там Александр Булла делал снимки для Москваволгостроя. Он скончался в первой половине 1940-х годов в Москве, спустя несколько лет после освобождения.