Отношение взрослых к правде и лжи противоречиво — и дети прекрасно это видят. Малышей учат не врать, но при этом часто осуждают за откровенность и честность. К такому выводу пришли психологи из Школ уголовного правосудия Нью-Йорка и Техасского государственного университета провели
На первый взгляд, в мире детей, особенно самых маленьких, все просто: ложь — плохо, правда — хорошо. Но часто дети сталкиваются с более сложным отношением к этим понятиям. Сказать, например, «мне не нравится этот подарок, он уродливый» или заявить женщине, что она толстая — чревато наказанием. Однако механизмы формирования критического навыка просоциальной лжи сегодня еще мало изучены.
В рамках исследования 267 взрослых людей посмотрели видео, где дети 6–15 лет говорили правду или лгали в разных ситуациях.
В одном из случаев ребенок врал, чтобы защитить сестру. По сценарию у нее были проблемы с родителями, она пряталась под крыльцом дома. В это время брат мог отвечать на расспросы взрослых разными способами:
выдать ее, сказав честно, где она;
использовать более общие выражения типа «думаю, она где-то на улице»;
включить «наглую ложь» — она ушла в библиотеку;
применить более тонкую ложь — «может, легла спать или что-то в этом роде».
Взрослые должны были оценить свои впечатления о героях роликов.
Результаты показали, что участники были более суровы к тем детям, которые прямо говорили правду. Тех, кто лгал из вежливости, поощряли. В случае защиты другого человека, откровенная ложь похвалы не вызывала, как и откровенная правда, но чаще вознаграждалась «тонкая истина» (пример с фразами типа «она где-то снаружи»).
Авторы отмечают, что дети учатся честности в довольно сложной среде, где не всегда понятно, как взрослый отреагирует на ложь и даже правду. Но ребенок пытается выглядеть хорошим и постепенно подстраивается, чтобы вести себя приемлемо для общества. Это и есть социализация.