Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы

Их имена сегодня помнят немногие, а лучшие работы мастеров давно разошлись на цитаты

16 мая 2024Обсудить

Авторские и народные сказки всегда представляли собой прекрасный материал для создателей мультфильмов — на всемирно популярных анимационных экранизациях сказок выросло не одно поколение зрителей. Немало замечательных сказок создали и советские режиссеры-мультипликаторы. Vokrugsveta.ru рассказывает о шести мастерах-сказочниках «Союзмультфильма» и вспоминает их лучшие работы.

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы

Кадр из мультфильма «Снежная королева» (1957)

Источник:

kinopoisk.ru

Леонид Носырев

Леонид Носырев родился 22 января 1937 года в поселке Ивантеевский Пушкинского района Московской области (ныне — город Ивантеевка). Он получил разностороннее образование в области искусства: в конце 1940-х Носырев поступил в детскую художественную школу в Москве, куда его приняли сразу во второй класс, в 1956-м окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, а в 1961 году — курсы для художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм». Спустя 14 лет, уже будучи ее сотрудником, Леонид Носырев закончил вечернее отделение исторического факультета МГК по специальности «теория и история искусств».

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы
Источник:

Svklimkin, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В качестве художника-мультипликатора Носырев работал под руководством режиссера-мультипликатора Федора Хитрука над мультфильмами «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Человек в рамке» (1965) и т.д. Его дебютной режиссерской работой стал короткометражный мультфильм «Антошка» (1969), вошедший в первый выпуск детского киножурнала «Веселая карусель».

Сказочный шедевр мастера

«Волшебное кольцо» (1979)

Одной из самых известных и цитируемых работ Леонида Носырева стал мультфильм «Волшебное кольцо» по одноименной народной сказке в изложении фольклориста Бориса Шергина. По сюжету бедный, но добросердечный деревенский парень Иван выменивает на базаре одежду на собаку, кошку и змею, которых мучает злой мужичонка. В благодарность змея Скарапея, оказавшаяся дочерью змеиного царя, дарит Ивану кольцо, исполняющее желания. Однако семейная жизнь с царской дочкой Ульяной, о которой так мечтал Иван, не приносит ему счастья — ведь любовь не купишь. Но самоотверженность кошки Маши и собаки Жужи помогают герою выпутаться из неприятностей и найти новую невесту.

Особенностью мультфильма стало обильное использование поморского диалекта в речи героев («пинжак», «аменины», «даром не нать» и т. д.) Эта деталь сценария изначально не понравилась чиновникам из Госкино, которые сочли, что дети попросту не поймут многие реплики. Носырев принес исправленный вариант, который был принят, но в итоге «Волшебное кольцо» озвучили по изначальному сценарию, а особый шарм мультфильму, передающему дух поморской культуры, придал закадровый голос актера Евгения Леонова.

Гарри Бардин

Гарри Яковлевич Бардин, родившийся 11 сентября 1941 года в Оренбурге, известен прежде всего как мультипликатор, но начинал он свой творческий путь с актерства и озвучивания. В 1968 году Бардин окончил Школу-студию МХАТ, после чего работал драматическим актером в театре имени Гоголя, снимался в кино. В 1974 году в соавторстве с актером Василием Ливановым Гарри Бардин написал пьесу «Дон Жуан» и был приглашен в Московский кукольный театр в качестве режиссера-постановщика. Через год Бардин начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм».

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы
Источник:

Dmitry Rozhkov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

К 2024 году Гарри Бардин создал более 30 мультфимов — как рисованных, так и пластилиновых, кукольных, проволочных и даже спичечных. Первый полнометражный мультфильм режиссера «Гадкий утенок» вышел в 2010 году и получил премии на кинофестивалях в Аргентине, Индии Чехии, США и других странах. Только после международного признания работу Бардина отметили кинопремией «Ника» в России.

Сказочный шедевр мастера

«Летучий корабль» (1979)

Мультфильм-мюзикл Гарри Бардина «Летучий корабль» о не знающей преград любви трубочиста Ивана и царевны Забавы, разошелся на цитаты вскоре после выхода на экран. В основу сюжета мультфильма о летучем корабле легла народная сказка, но режиссер смог слегка осовременить ее при помощи музыки и песен, которые и сегодня многие знают наизусть. Успехом Бардина стало и прекрасное сочетание нарисованных персонажей с голосами озвучивших их актеров, включая Михаила Боярского и Анатолия Папанова (а вот голосом Гарри Бардина в мультфильме говорит царь). Отдельного упоминания заслуживают частушки Бабок-Ежек в исполнении женской группы Московского камерного хора.

Лев Атаманов

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы
Источник:

ru.wikipedia.org

Лев Атаманов (Левон Атаманян) родился в 1905 году в Москве в семье выходцев из Начичевани-на-Дону. Любовь к истории, Востоку и армянской литературе будущий режиссер перенял от родни, а на его выбор профессии отчасти повлиял поход с бабушкой в кино, где в конце фильма зрителям показали рисованную короткометражку.

После знакомства с советским кинорежиссером Львом Кулешовым в начале 1920-х годов он бросил Институт народного хозяйства и поступил на курс Кулешова в Первую госкиншколу. После ее окончания в 1926-м дипломированный режиссер Лев Атаманов начал работать в киностудии «Межрабпомфильм». В 1936 году он переехал в Ереван и основал отдел мультипликации на киностудии «Арменфильм». В этот период Атаманов создал мультфильмы «Пес и кот» (1938), «Священник и коза» (1939) и «Волшебный ковер» (1948). По возвращении в Москву режиссер работал на студии «Союзмультфильм» — в 1950-х одной из лучших его работ стал мультфильм «Золотая Антилопа». Режиссер скончался в 1981 году, вскоре после выхода на экраны четвертой серии «Котенка по имени Гав». Заканчивать пятисерийный цикл пришлось его ученикам.

Сказочные шедевры мастера

«Снежная королева» (1957)

Жемчужиной творчества Атаманова стал мультфильм «Снежная королева». Над ним режиссер работал совместно с художниками-постановщиками Леонидом Шварцманом и Александром Винокуровым. Источником вдохновения для создателей экранизации одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена послужили старинные улочки Риги, Тарту и Таллина.

Под руководством Атаманова Александр Винокуров создал декорации и фоны, а Леонид Шварцман разработал образы персонажей. Плавность движений Снежной королевы была достигнута за счет популярного среди советских мультипликаторов метода ротоскопирования, прозванного «эклером» — записанные на пленку движения актеров переносили на целлулоид, видоизменяя контуры под нарисованных персонажей. Поэтому в чертах и движениях ледяной красавицы можно узнать озвучившую актрису Марию Бабанову.

Знаменитный японский мультипликатор Хаяо Миядзаки однажды признался, что именно «Снежная королева» Атаманова подтолкнула его к решению стать режиссером аниме.

«Аленький цветочек» (1952)

За пять лет до «Снежной королевы» с помощью ротоскопирования Лев Атаманов в команде с теми же художниками-постановщиками «оживил» персонажей сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек». В этой версии сюжета о красавице и чудовище любовь младшей купеческой дочери Настеньки, которая воплощает идеалы доброты и сострадания, как водится, превозмогает козни и помогает разрушить злые чары. В мультфильме заколдованный принц выглядит не слишком устрашающе — Атаманов стремился создать образ загадочного хозяина дворца с добрыми глазами, в которых читается тоска одиночества.

Роман Давыдов

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы
Источник:

kino-teatr.ru

Будущий мультипликатор родился в апреле 1913 года в Москве. В начале 1930-х Роман Давыдов закончил Московский индустриальный техникум, но работе по специальности предпочел стезю рисовальщика. Он окончил курсы карикатуристов при журнале «Крокодил», а затем освоил профессию мультипликатора на курсах «Союзмультфильма». С 1939 года он начал работать на студии. В качестве художника-мультипликатора Роман Давыдов трудился над многими известными мультфильмами, включая упомянутые в нашем материале «Аленький цветочек», «Сказку о царе Салтане» и «Конька-Горбунка».

С 1956 по 1958 год Давыдов режиссировал кукольные мультфильмы, а после перешел к созданию рисованных. Главным своим детищем он считал мультипликационный сериал «Маугли» (1967-1971) — экранизацию «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Мастер скончался в 1988 году, а в 2012-м умер его сын Александр, который также стал режиссером-мультипликатором. Кстати, в 1988-м Александр Давыдов был удостоен премии «Ника» за мультильм «Возвращение блудного попугая».

Сказочный шедевр мастера

«Василиса Микулишна» (1979)

В своем творчестве Роман Давыдов неоднократно обращался к былинным сюжетам. Пожалуй, самой известной и удачной его работой в этом жанре стал мультфильм «Василиса Микулишна», созданный по мотивам былины о черниговском боярине Ставре Годиновиче и его хитроумной жене Василисе Микулишне. И в былине, и в мультфильме дочь богатыря Микулы Селяниновича, притворившись послом Золотой орды, обвела киевского князя Владимира вокруг пальца и смогла вызволить невоздержанного на язык супруга из темницы.

Александра Снежко-Блоцкая

Александра Снежко-Блоцкая родилась в 1909 году в Харьковской губернии. В связи с ранней смертью отца девочка росла в семье старшей сестры Лидии и ее мужа. Вместе с опекунами она переехала в Шатуру (Рязанская губерния), где окончила семь классов школы. Параллельно с обучением Александра работала помощницей библиотекаря в местном клубе, что во многом предопределило ее интерес к сказкам.

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы
Источник:

ru.wikipedia.org

Снежко-Блоцкая училась в студии живописи при Архитектурно-строительном институте и в Центральной студии живописи и графики. В 1932 году она начала работать в киножурнале «Союзкинохроника» художником-оформителем, а спустя два года устроилась в «Межрабпомфильм», где участвовала в создании мультфильмов «Клякса в Арктике» (1934), «Шумное плавание» (1937) и других в качестве художника-мультипликатора. С 1936 года Александра работала в «Союзмультфильме» ассистентом и вторым режиссером в группах Ивана Иванова-Вано, Михаила Цехановского, Александра Евмененко и других.

Ка самостоятельный режиссер Снежко-Блоцкая дебютировала в 1957 году с мультфильмом «Верлиока». Впоследствии особенностью авторского стиля Александры Снежко-Блоцкой стало придание выраженной маскулинности или женственности некоторым рисованным персонажам — рельефные мужские тела и подчеркнуто женственные фигуры присущи, в том числе, героям цикла ее мультфильмов по мотивам мифов Древней Греции. Вместе с художником Александром Трусовым Снежко-Блоцкая создала запоминающиеся образы богов, античных героев и мифических чудовищ в мультфильмах «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт» (1971), «Аргонавты» (1971), «Персей» (1973) и «Прометей» (1974). Александра Гавриловна скончалась в 1980 году.

Сказочный шедевр мастера

«Сказка о золотом петушке» (1967)

Советские мультипликаторы охотно брались за экранизацию сказок Пушкина и вносили при этом изменения в оригинальные тексты и сюжеты. Так, вышедшая на экраны в 1967 году «Сказка о золотом петушке» Александры Снежко-Блоцкой создавалась на основе либретто к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова с использованием музыки композитора, а текст для сценария был написан практически с нуля. История про стареющего царя Додона, который поддается чарам коварной соблазнительницы — Шемаханской царицы — и становится жертвой собственных пороков, запоминается яркими главными героями и характерным голосом актера Алексея Грибова, который озвучил Додона.

Иван Иванов-Вано

Лучшие сказочники советской анимации: 6 режиссеров, создавших ваши любимые мультфильмы
Источник:

kinopoisk.ru

Едва ли не самый плодовитый советский режиссер-мультипликатор Иван Иванов родился в 1900 году в Москве. Прозвище Вано он получил в детстве и впоследствии добавил его к своей фамилии.

В 1923 году Иванов-Вано окончил Высшие художественно-технические мастерские под руководством художника Ильи Машкова. В 1927 году он занялся мультипликацией на студии «Межрабпомфильм», а спустя девять лет начал работать в «Союзмультфильме», где создал десятки мультфильмов, включая ставшие классикой «Конек Горбунок» (1947; 1975), «Мойдодыр» (1954), «Снегурочка» (1952), «Двенадцать месяцев» (1956), «Сказка о Царе Салтане» (1984) и другие. Режиссер скончался в 1988 году, не успев закончить работу над мультфильмами «Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны» по рассказу писателя Геннадия Тищенко «Вампир Гейномиуса». Двухсерийный цикл вышел на экраны в начале 1990-х годов.

Сказочные шедевры мастера

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1951)

Над этой экранизацией сказки Пушкина Иванов-Вано работал совместно с Александрой Снежко-Блоцкой, а к созданию сценария приложил руку автор «Трех толстяков» Юрий Олеша. Рисованная история о молодой красавице-царевне, ее злой мачехе, королевиче Елисее и семи богатырях создавалась при помощи метода ротоскопирования. Авторы мультфильма стремились передать отношение Пушкина к главной героине и создать образ царевны, воплощающий буквально все добродетели.

«Конек-Горбунок» (1947, 1975)

Сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок» о волшебном коньке, который помогает младшему крестьянскому сыну Ивану, Иван Иванов-Вано экранизировал дважды с разницей в 28 лет. Над версией 1947 года режиссер работал совместно с Александрой Снежко-Блоцкой, а над версией 1975-го — с Борисом Бутаковым. Необходимость создания ремейка Иванов-Вано объяснял невозможностью транслировать первоначальный вариант мультфильма в кинотеатрах из-за плохо сохранившегося негатива.

Вторая версия немного отличается от оригинала — в нее был добавлен опущенный ранее эпизод с поиском перстня Царь-девицы, потерянного на морском дне. В работе над версией сказки 1975 года принимал участие мультипликатор Лев Мильчин, который часто сотрудничал с Ивановым-Вано.

Версия «Конька-горбунка» 1975 года

«Сказка о царе Салтане» (1984)

Предпоследний мультфильм в режиссерской карьере Ивана Иванова-Вано создавался совместно со Львом Мильчиным, который в этот раз был вторым режиссером. Как и в других своих экранизациях сказок, Иванов-Вано активно использовал в рисунках традиционные мотивы, передающие атмосферу произведения Пушкина. Созданию нужного духа также поспособствовали музыка композитора Михаила Мееровича и удачно подобранные для озвучки мультфильма актеры.

«Двенадцать месяцев» (1956)

Мультфильм «Двенадцать месяцев» создавался по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака, который написал сценарий экранизации совместно с драматургом Николаем Эрдманом. Сюжет мультфильма отличается от пьесы в некоторых деталях, но рассказывает ту же историю о трудолюбивой падчерице, ее злых мачехе сводной сестре, плохо воспитанной молодой королеве, которая захотела во что бы то ни стало получить подснежники в разгар зимы, и двенадцати месяцах, собравшихся у волшебного костра в новогоднюю ночь. Неизменной в мультфильме осталась и счастливая концовка.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения