Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа

Как на месте полотна Яна Вермеера в гаагской галерее оказался овощ с синей лентой?

13 февраля 2023Обсудить
Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Оригинал: Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой». Копия: лук, лента, сережка.

Когда в прошлом году стало известно, что картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» совершит путешествие из Гааги в Амстердам, галерея Маурицхёйс объявила конкурс необычных копий всемирно известного шедевра. С февраля по апрель, пока «Девушка…» в отъезде, посетители смогут любоваться копиями. Из 3482 присланных работ жюри выбрало 170 для демонстрации на экране, а пять лучших разместили на стене в виде репродукций.

Среди последних оказалась работа российского фотографа Ольги Паволги «Луковица с жемчужной сережкой». Эта фотография была сделана в апреле 2020 года, во время карантина в Москве. «Луковица…» — часть серии «Личность еды», созданной для проекта «Изоизоляция».

Мы поговорили с Ольгой Паволгой о том, как получается видеть в случайных сочетаниях предметов копии шедевров мирового искусства.

Как вы увидели сходство луковицы, перехваченной голубой повязкой, с картиной Вермеера? Это ведь гениально!

Когда случились карантин и группа «Изоизоляция», я увидела возможность показать там то, что что я обычно делаю в фотографии — портрет в живописной манере плюс работа с предметом. Потому что, во-первых, это отвлекает от паники, а во-вторых, группа к тому моменту уже была гигантской аудиторией, а значит, впереди слава и мировое господство (шутка).

Ольга Паволга

«Начался перебор вариантов: надо делать портрет по мотивам живописи, но сотая дама с абсентом — скучно и тоска».

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Источник:
Nanan Kang

Поскольку я постоянно ищу авторов для вдохновения и считаю, что насмотренность — это плюс сто очков к тому, что ты сделаешь работу круче других, и к тому же я люблю легкий абсурд в фотографии, я знала про работу автора Нана Канг (Nanan Kang. — Прим. ред.) с кукурузой. Я показывала ее на своих курсах в качестве иллюстрации «ага эффекта» у зрителя от хорошей картинки: удовлетворения «о, я понял юмор, я молодец».

Это был идеальный формат «картина — портрет — предмет». Дальше следовал перебор: что еще похоже на лицо с известной картины? И я сняла батат в виде уродливой герцогини, белый редис в виде дамы, корень сельдерея в виде черепа, имбирь в виде схемы сердца.

Самой последней в серии стала луковица. Я увидела в ящике проросший лук, заметила его хвост, похожий на платок девушки Вермеера, и оно быстро со щелчком встало в пазы серии, потому что почва была уже подготовлена — месяц до этого я тренировала глаз, целыми днями анализировала сходство картин с предметами.

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Источник:
проект «Изоизоляция»

Когда видишь ваши работы, возникает вопрос: что было первым — курица или яйцо? Вы сначала увидели полотно Лукаса Кранаха и поняли, что его можно передать с помощью лапши и леденца, или увидели эти продукты и подумали, что доширак напоминает волосы героини картины?

Тут главный механизм — сходство черт, цвета, попытка передать характер. Иногда шла от овоща и потом искала похожую картину, иногда наоборот. Именно с Кранахом — сначала портрет, там лапша вместо волос просто очевидна, но я там больше ценю решение разрезанной палочки от «Чупа-Чупса», чтобы передать полосы на одежде девушки.

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Оригинал: Лукас Кранах Старший, «Портрет Магдалены Лютер». Копия: грушевый леденец, лапша «Доширак» (грибная).

Есть такое явление, как парейдолия — люди видят очертания знакомых предметов в скалах, облаках, да вообще где угодно. Поэтому, например, регулярно появляются новости про дверь или морду медведя на Марсе. Ваши работы тоже как будто созданы под влиянием такого явления. Бывает ли, что вы видите сюжет из живописи там, где он не предполагался, этакий «случайный Ренессанс»?

Поскольку я коммерческий портретист в художественной манере, мне нужен постоянный приток новых идей, у меня специальные папки со всем, что я вижу (картины, скрины, кадры из фильмов, фотографии), и что может пойти в работу, я коплю как Кощей. Перед съемкой я просматриваю папки и нахожу там то, что может сработать, так что этот процесс — увидеть что-то из живописи или креативный ход в простом — просто хлеб с маслом для меня, я качаю эту мышцу каждый день.

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Оригинал: яйцо Фаберже, Ландыши, 1898 г. Копия: питахайя, солонка, стразы, серьги H&M.

Чтобы создавать такие работы, нужна огромная насмотренность, эрудиция в сфере искусства. Посоветуйте нашим читателям, что почитать (послушать, посмотреть) о живописи.

Я бы вообще не ограничивалась живописью! Искусство много шире, и включать современное в свои интересы — просто классно прокачивает, источники — практически все кругом. Я советую использовать мысль о том, что мир — фрактал, и в каждой сфере (профессии) повторяет себя с похожей логикой узором.

Я много беру: от психологов — для работы с героями съемок, от цифровых авторов — ход мысли и коллажирования несовместимого, от живописи — цвета и сюжеты, ужасно люблю смотреть фильмы о фильмах (как снимали известные сериалы, о работе костюмеров, художников по гриму, реквизиторов). Тут важно, что именно заставляет чаще дышать и говорить: «На его месте должен быть я!».

Но, говоря о живописи, например, советую фильм «Вермеер Тима», о нашем современнике, который открыл, что Вермеер (и другие художники в то время) рисовали не только с помощью камеры обскура, но и более сложных устройств. По сути это была система линз, через которую «снималась» реальность.

И оказалось, что при ближайшем рассмотрении на картине видны оптические эффекты, которых глаз просто не видит физически, только оптика. Например, хроматическая аберрация или проекционные искажения. То есть глаз художника смотрел на реальность через линзу. А это значит, что он по сути фотографировал!

Ольга Паволга

«Это не мы сейчас снимаем „как будто картина“, а они рисовали „как будто фотография“ — меня это завораживает!»

Этот человек, Тим, кстати, поставил себе челлендж (не будучи художником), написать одну из картин Вермеера таким способом, в доказательство. И фильм отвечает на вопрос, смог ли. Еще для прокачивания себя в живописи очень рекомендую выпуски канала Николая Солодникова, там про многих художников рассказано с большой любовью, с примерами, и вдохновенно. Практически ликбез.

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Оригинал: Engraving from 1872 featuring a human heart. Копия: имбирь, булавки.

Все знают Леонардо да Винчи, Рафаэля, Босха с Брейгелем. А кто самый недооцененный художник Возрождения, как вы считаете?

Я фанат Яна Ван Эйка, я на него смотрю как на источник очень практический: и цвет, и позы на портретах — все из него я беру себе в работу. Сейчас я снимаю проект с Мадоннами и дамами в воротничках и современными предметами в руках — очень много беру от него.

Вообще стремлюсь к такой стилистике, чтобы получался современный портрет четы Арнольфини. Ну и Брейгель, разумеется. Когда была большая сборная выставка в Вене, было удивительно смотреть, как по ней ходят люди со всей Земли, смотрят, как на иконы. Я тоже приехала и смотрела.

Луковица с жемчужной сережкой: музей заменил картину Вермеера работой российского фотографа
Оригинал: работа автора Troy Brooks (Канада). Копия: капуста (молодая).

Если завтра откроют границы всех стран и пустят прямые рейсы из России, в какой город вы полетели бы и почему?

Я — сразу в Рим. Я очень люблю Рим зимой, там какое-то место силы, без каких-то рациональных мотивов, просто там делается так как надо внутри.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения