Психологи из Университета социальных и гуманитарных наук SWPS (Польша) выяснили, что способность генерировать творческие идеи растет у женщин с приближением овуляции и достигает пика в этот период. Новое исследование,
Согласно эволюционной психологии, все наши умения и черты должны быть функциональны, помогать человеку выживать и размножаться. Например, признаки здоровья и силы соответствуют выживанию, красота — репродуктивной ценности. Однако только малая часть творчества связана с изобретением нового и полезного, все остальное — это создание прекрасного. Ученые задаются вопросом: тогда для чего оно вообще нужно?
По одной из гипотез, творческие способности, как красота, могут повышать привлекательность человека для противоположного пола. Если креативность развилась в качестве сигнала для партнеров, она должна усиливаться во время таких фаз, как фертильность овуляторного цикла у женщин.
Для проверки провели исследование с участием 72 женщин возрасте от 18 до 35 лет. Все они не были беременны, не кормили грудью и не принимали гормональные контрацептивы в тот период.
Креативность измеряли во время фолликулярной, овуляторной и поздней лютеиновой фаз цикла с помощью утвержденных тестов на творческие способности.
Одно из заданий выглядело так: участница получала бытовой предмет и должна была придумать как можно больше вариантов его применения. В другом случае нужно было назвать ассоциацию на три заданных слова.
Результаты показали: оригинальность и креативность участниц была выше во время фазы овуляции.
С учетом этих знаний нужно осторожнее относиться к любым препаратам, влияющим на фертильность — таким, как гормональные контрацептивы, отмечает Катажина Галасинска. Предыдущие работы показывали, что у женщин, принимавших подобные противозачаточные, не было изменений творческих способностей на протяжении цикла. Более того, общая креативность идей у них была значительно ниже, чем у женщин с естественным циклом.
Ранее были и другие исследование, подтвердившие, что творчество связано с размножением и поэтому полезно для эволюции. То есть известный постулат «любовь вдохновляет художников» может быть доказан научно. Креативность, умение создавать прекрасное может служить тактикой для обоих полов в борьбе за партнеров. Однако для окончательных выводов психологам потребуются дополнительные факты.