«Вокруг света» рассказывает, по каким признакам можно распознать хранителя дома в Германии, Франции, Шотландии и других странах.
Домовой
Россия и другие восточноевропейские страны
У славян о жилище и семье заботится домовой. В его внешности проступают звериные черты: лохматый, с бородой, ушами торчком и длинными когтями. Возможно, это побочный эффект его умения перевоплощаться в разных животных: кошку, крысу, петуха, змею.
Согласно поверьям, чем косматей домовой, тем богаче будет дом, поэтому бедняки представляли своего хранителя дома настолько лохматым, что одежда ему не требовалась. В других преданиях домовые предстают одетыми в синий кафтан и белую или красную рубаху. Черная одежда — всегда к беде.
Живут домовые за печкой. В их обязанности входит охрана хозяйского имущества, уборка дома, сушка зерна, уход за скотом. При переезде домового приглашают с собой на новое место, ведь без него в семье не будет счастья.
Брауни
Шотландия
В отличие от своих российских «коллег», брауни — хранители домашних очагов в Шотландии и Северной Англии — живут не в доме, а в норах поблизости от человеческого жилища. Они невысокие, одеты в лохмотья, со спутанными коричневыми волосами и голубыми глазами.
Эти маленькие волшебные существа любят помогать людям, но о помощи нужно правильно попросить: накормить брауни ужином. Больше всего этот народец любит лакомиться молоком или сливками. Нужно оставить чашку с угощением на пороге дома — и не подглядывать. Ходят слухи, что брауни очень болезненно относятся к критике — услышав ее, дух станет мусорить, опрокидывать предметы и рассыпать соль.
Ветте
Германия
У немецких духов дома, ветте, длинные седые бороды, глубоко посаженные глаза, толстые животы и грубые голоса. Они часто наряжаются в красные куртки, колпаки и чулки.
В хозяйстве ветте, которых также можно назвать домашними кобольдами, слывут незаменимыми помощниками, но работают непременно по ночам, когда никто из не видит. Именно этот сюжет лег в основу сказки «Маленькие человечки» знаменитых немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм. Поозорничать эти волшебные существа тоже не прочь: путают рукоделье, смешивают сахар с перцем, щекочут пятки спящим и пачкают сажей стены и одежду.
Томте
Скандинавия
В скандинавских странах домовых называют томте (в ходу также названия ниссе и томтра). Увидеть этих домашних духов можно только в полдень и в полночь. Этим маленьким человечкам вечно холодно, поэтому они все время кутаются в одежду. Томте похож на малыша, но у него морщинистое старческое лицо.
Томте не выносит, когда хозяева дома ссорятся. Если в семье все ладно, счастливый домовой дарит всем небольшие подарки и старается во всем помогать. Томте — настоящие трудоголики, у которых всего один выходной на неделе — в четверг. Но уж если домовой не работает, то и хозяевам дома нельзя — иначе маленький человечек обидится. Задобрить волшебное существо можно вкусной кашей с маслом, оставленной в темном углу.
Котихальтиа
Финляндия
Финские домовые котихальтиа не любят показываться на глаза. Маленькие человечки очень похожи на обычных людей, правда, не отбрасывают тени. Они прибираются в доме и очень любят печь.
Обитают финские домовые не за печкой, а на чердаке, откуда и приглядывают за жителями дома. Если хотите подружиться с котихальтиа, угостите его кашей или творогом. Ссориться с домашним духом не рекомендуется, иначе он может зло подшутить над своим обидчиком.
Лютен
Франция
Французские лютены, как и вигты, тоже испытывают слабость к красным шляпам. В сказке Мари-Катрин д’Онуа «Принц Лютен» на головном уборе волшебного существа было два белых пера: надев такую, домовой становился невидимкой. Так что разглядеть этих создания — задача не из легких.
Как и славянские домовые, лютены умеют перевоплощаться в животных. Чаще всего они оборачиваются змеями, мохнатыми пауками, белыми кошками или кроликами. Эти хранители очага любят присматривать за детьми и домашними животными. Зато взрослым достается от их проказ: лютены сваливают в колтуны волосы спящим, тупят косы и ножи, оставляют трещины в окнах. Отвадить заигравшегося лютена просто — надо рассыпать по дому соль.
Трасчо
Испания
Испанский домовой трасчо повсюду ходит в красном колпаке. Часто он хромает на правую ногу, а некоторые легенды говорят о дырке в его левой руке. У трасчо темная кожа, овечьи уши и хвост. По одним описаниям, он носит темно-коричневую одежду, по другим — прикрывается серым плащом. В любом случае, на глаза людям это существо старается не попадаться.
Несмотря на крохотный размер — не больше ладони, — трасчо способен на крупные проделки. Большой любитель музыки, он может часами греметь чем-нибудь по ночам, пугая гостей. В отличие от других домовых, помощи по дому от него не дождешься. Прогнать его можно только одним способом: дать невыполнимое поручение. У трасчо такой упрямый нрав, что он будет биться над ним, пока не обессилит, а затем со стыдом покинет дом.
Кабаутер
Нидерланды
В голландских домах проживают кабаутеры. Эти маленькие волшебные существа никогда не стригут свои длинные бороды и не меняют одежду, потому-то она у них часто в заплатках. На голове кабаутеры любят носить красные и зеленые остроконечные шляпы.
Кабаутеры — работящие создания, которые искренне хотят помочь хозяевам дома. Проказничают они не со зла, а по природной рассеянности. Могут что-то перепутать или забыть. Зато эти домовые славятся своим плотницким искусством. Если у семьи заведется такой покровитель, дети никогда не останутся без игрушек.
Дзасики-вараси
Япония
Японские домовые духи дзасики-вараси сулят счастье и богатство тем, кто их приютит. Если же обидеть волшебное существо — жди беды. На вид японские домовые напоминают детей — румяные малыши лет шести с коротко подстриженными волосами. Хотя в целом возраст дзасики-вараси варьируется от 3 до 15 лет. Если домовой предстал в образе мальчика, на нем будет кимоно в черную полоску. Впрочем, чаще всего пол различить невозможно.
Шутит домовой в Японии тоже совсем по-детски: может пугать спящих, разбрасывать подушки или издавать странные звуки в пустых комнатах. Может оставить следы ножек на земле, снегу или пыльном полу. По одним поверьям, увидеть волшебное существо может только ребенок, по другим — все жители дома, в котором он обосновался.