Арнольд Шёнберг — один из самых обсуждаемых композиторов XX века. Он создал новые язык и метод, которые во многом сформировали музыкальную мысль ХХ века. Vokrugsveta.ru вместе с музыковедом и композитором Анной Виленской рассказывает, почему, несмотря на все заслуги Шёнберга, его инновации оказались тупиковой ветвью музыкальной эволюции, хотя на них и выросли многие выдающиеся композиторы.
Серийный композитор
На протяжении почти трех веков основой европейской музыки был лад — мажор и минор. Кто придумал писать тональные композиции, уже никто и не вспомнит. Однако первым запатентовавшим изобретение атональной музыки, в которой отсутствует определенный тональный центр, а созвучия связаны между собой, был австриец Арнольд Шёнберг, родившийся в 1874 году. Его «Три фортепианные пьесы» (1909) — первый пример такой атональности, ставший революцией в композиторской среде.
«Три фортепианные пьесы» (Op. 11)
Но Шёнбергу этого было мало. К 1923 году он решил, что нужно взять 12 клавиш пианино (а в одной октаве их именно 12: 7 белых и 5 черных) и использовать их в такой очередности, чтобы слушатель не понимал, какой из звуков главный, к какому идет тяготение. Такой демонстративный отказ композитора от логики гармонической тональности современные музыкальные теоретики называют «махровым авангардом».
Тем, кто впервые слышал произведения Шёнберга сто лет назад казалось, что логика в них отсутствовала; эти звуки резали слух и выводили аудиторию из себя, ведь публика, по замыслу композитора, не понимала, как в итоге разрешится мелодия. Свой новый метод исполнения Шёнберг назвал додекафония (с греческого это буквально переводится как 12 звуков). Впервые Шёнберг применил додекафонию в «Сюите для фортепиано», премьерное исполнение которой состоялось в феврале 1924 года, причем сыграл эту вещь не сам Шёнберг, а его ученик Эдуард Штейерман.
Сюита для фортепиано (Op. 25)
Мелодией в классической понимании додекафонические сочинения назвать было сложно. Каждый из 12 используемых в них звуков перетягивал одеяло на себя. Шёнберг решил назвать такие сочинения «сериями», а процесс их взаимодействия друг с другом «серийной техникой». По сути, это баховская полифония с той лишь разницей, что Иоганн Себастьян предпочитал тональные мелодии, а Шёнберг — атональные.
Читайте предыдущие части этого цикла материалов:
Композиторы от бога: разбираемся в эволюции средневековой европейской музыки.
Симфонии с нотками психотерапии: 3 звезды эпохи классицизма, изменившие музыку навсегда.
Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки.
Наше всё от музыки: почему Петр Чайковский — не гений, но выдающийся европейский композитор.
Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали.
Нововенцы и тишина на пуантах
Шёнберг был не только изобретателем нового музыкального языка, но и одним из крупнейших педагогов ХХ века, учившим своих подопечных этому языку. В довоенной Вене он основал собственную школу, представителей которой называли «нововенцами». Она была не столь представительной и популярной, как школы мастеров XVII–XIX вв., но Шёнберг и не ставил перед собой цель покорить массового слушателя.
Вместе со своими учениками он организовал Общество частных музыкальных выступлений (Verein für musikalische Privataufführungen) с целью просвещения истинных ценителей экспрессионизма в музыке. Так стараниями Шёнберга произведения авангардных композиторов находили благодарную публику.
Одними из самых преданных учеников и друзей Арнольда Шёнберга, впитавшими его идеи и развившими их в своих сочинениях, были Антон Веберн и Альбан Берг (у современных музыкальных теоретиков даже есть шутка, что Шёнберг предпочитал окружать себя людьми, у которых в фамилии было «бер»).
Самым известным произведением Альбана Берга считается Концерт для скрипки с оркестром (1935). В нем он только частично применил серийную додеканическую технику своего учителя, приправив ее красивыми гармониями. А экспрессионистская опера Берга «Воццек», премьера которой состоялась в 1925 году, произвела сильнейшее воздействие на двадцатилетнего Дмитрия Шостаковича. Он говорил, что именно это сочинение Альбана Берга помогло ему сформировать собственный стиль.
В свою очередь Антон Веберн на основе шёнбергской додекафонии придумал композиторский прием, получивший название пуантилизм. Его смысл заключается в том, что музыкальная мысль передается в виде отрывистых звуков, перемежаемых паузами — кажется, будто кто-то на пуантах делает осторожные шаги.
Антон Веберн. Песня «Звезды — вы серебряные пчелы» (Oр. 25, No. 3). Это яркий пример музыкального пуантилизма
Придумывая свои собственные лады, французский композитор Оливер Мессиан вдохновлялся революционными идеями Шёнберга. Повлияли они и на Игоря Стравинского, использовавшего серийную технику австрийского новатора в своих поздних сочинениях.
Роковое число
Арнольд Шёнберг, родившийся 13 сентября, долгие годы испытывал трискаидекафобию — боязнь числа 13. Его страх принимал самые разные формы, например, композитор назвал свою незавершенную оперу «Моисей и Арон», потому что при использовании правильной формы имени старшего брата Моисея (Аарон) в немецкоязычном названии оперы было бы 13 букв (Moses und Aaron).
С возрастом фобия Шёнберга усилилась и сказалась на состоянии его здоровья. 76-летний композитор умер 13 июля 1951 года. Годом ранее знакомый астролог сообщил ему, что 76-й год жизни станет для Шёнберга роковым, ведь сумма его цифр составляет 13.
Непонятый пророк
Оперу Шёнберга «Моисей и Арон», впервые исполненную уже после смерти композитора, можно назвать автобиографической. В ней автор отождествляет себя с главным героем, пророком, несущим заповеди Господа. Подобно Моисею, столкнувшемуся с непониманием, композитор осознал, что миру не нужны атональность и додекафония. Слушатель не хочет настолько всё усложнять.
Экспериментальный язык Арнольда Шёнберга хоть и стал целой главой музыкальной истории XX века, но не прижился. И композиторы, после некоторых экспериментов с наследием Шёнберга, прислушались к запросам публики и вернулись к тональной музыке.