Исследователи из Центра изучения китов в Фрайди-Харбор (США) подметили особенность поведения китов. Самки, у которых родились дочери, впоследствии рожают других детенышей, а те, у которых появился сын, больше не выводят потомство. Такие косатки до самой смерти заботятся о единственном отпрыске. Исследование показало, что это могло быть грамотной стратегией выживания, однако сегодня она угрожает популяции.
Директор Центра и руководитель исследования Майкл Вайс еще двадцать лет назад наблюдал за самкой К16, которая родила сына К35. С тех пор мать и дитя были неразлучны. Даже когда китенок вырос и стал огромным взрослым самцом, их никто не видел по отдельности: особи проводили время, как лучшие друзья, касались друг друга и делили добычу.
Но ученые заметили также нечто поразительное: за все это время у здоровой и сравнительно молодой К16 больше не появилось детей, а некоторые ее сверстницы за те же годы произвели на свет трех или четырех потомков.
Вайс и коллеги
Ученые объясняют, что самцы косаток очень массивны, менее маневренны, чем самки, но при этом им требуется больше еды. Все это затрудняет для них добычу пищи, и здесь на помощь приходят мамы.
Получается, резюмируют авторы, косатки-мамы платят огромную цену, чтобы заботиться о сыновьях — они отказываются от другого потомства, чтобы помочь выжить единственному детенышу. По данным ученых, после смерти мамы сын обычно тоже погибает в течение года или двух. Предположительно, из-за резкого сокращения количества еды.
Такая стратегия, тем не менее, является выгодной: крупные и здоровые самцы становятся отцами, давая популяции несколько детенышей. А мамы (то есть уже бабушки) передают свои гены большему количеству потомства, не тратя силы на вынашивание, роды и воспитание.
Однако сегодня эта материнская самоотверженность приводит к сокращению популяции. За последние годы число южных косаток на северо-западе Тихого океана уменьшилось до 73 особей. Теперь им нужнее репродуктивные самки, чем пожизненная забота о первенце.