«Вокруг света» вспоминает некоторые примечательные детали биографии звезды французских комедий.
Более 70 ранних ролей Луи де Фюнеса в кино никто не заметил
В это трудно поверить, но около 75 киноролей не обратили на Луи де Фюнеса внимания публики. Впервые актер появился на большом экране в картине «Барбизонское искушение» (1946), где сыграл носильщика в кабаре, однако его имя даже не было упомянуто в титрах. Актер потом вспоминал, что в те времена его, как правило, снимали либо со спины, либо в темноте: он изображал руками выставление света таким образом, чтобы его лицо оставалось в тени.
Прошло около 10 лет, прежде чем его заметили. В 1956 году он сыграл вместе с уже знаменитыми Жаном Габеном и Бурвилем в драме Клода Отан-Лара «Через Париж». И хотя в кадре актер находится всего несколько минут, в образе бакалейщика Жамбье уже заметны черты, которые будут комически обыгрываться де Фюнесом в дальнейшем, — вспыльчивость, скупость, заискивание перед сильными и неуважение к слабым.
Увидевший Луи де Фюнеса в этом фильме продюсер Жюль Боркон предложил ему сразу три главные роли, включая теперь уже знаменитого Блеро в комедии Ива Робера «Не пойман — не вор» (1958). Обаятельный плут с невероятными мимикой и пластикой наконец запомнился всем. Газета France Dimanche вышла с заголовком «Луи де Фюнес, самый смешной актер Франции». После этого карьера де Фюнеса пошла в гору.
Луи де Фюнес был самым дорогим актером французского кино
На пике своей карьеры Луи де Фюнес действительно был самым высокооплачиваемым французским актером, оставив позади даже Алена Делона. За участие в фильме де Фюнесу платили 2,5 миллиона франков.
По мере выхода трилогии о Фантомасе стало понятно, что фильмы смотрят в основном из-за комиссара Жюва в исполнении Луи де Фюнеса, хотя изначально главной звездой фильма считался Жан Маре.
Популярность комика времен «Фантомаса» (1964–1967), «Разини»(1965), «Большой прогулки» (1966) и первых фильмов про жандарма Крюшо (1964–1968) была столь велика, что этим стали пользоваться недобросовестные продюсеры. Они перевыпускали старые фильмы с его участием под новыми названиями, помещая на плакаты его имя и фото как главной звезды фильма. На самом деле его роли там были второстепенными или эпизодическими. Самого актера это раздражало и расстраивало.
«Я предпочитаю театр»
О своей любви к театру Луи де Фюнес говорил во многих интервью. Больше всего в игре на сцене он ценил живое взаимодействие с залом, которого не было в кино. Его театральная карьера развивалась параллельно с кинематографической и была не менее интенсивной.
Актер играл в пьесах Саши Гитри, Жана Ануя, Теннесси Уильямса, Гарсии Лорки и многих других. В начале своей карьеры де Фюнес мог появиться в трех маленьких ролях за вечер на разных сценах — для этого ему нужно было быстро переодеваться и перебегать из здания в здание. Позже, с премьерой «Оскара» (1959) по Клоду Манье, он стал настоящей театральной звездой. В 1971 году, уже после экранизации пьесы и ее новой постановки, Жорж Помпиду пригласил актера сыграть спектакль в Елисейском дворце.
На YouTube можно найти небольшие ролики из поздней постановки «Оскара» (1972) и «Вальса тореадоров» (1973) по пьесе Жана Ануя. Также актер в 1980 году при участии своего друга и режиссера Жана Жиро снял экранизацию «Скупого» Мольера. Эта вещь сделана на стыке театра и кино и дает нам возможность увидеть де Фюнеса в роли, о которой он мечтал еще в 1950-х.
Экранную жену Луи де Фюнесу выбрала его настоящая жена
Жанна де Фюнес, жена Луи и его главная советчица, была недовольна кастингом некоторых фильмов. В частности, ей казалось, что жены его героев иногда слишком гротескны. А это дает повод зрителю смеяться не над персонажем, а над самим актером!
Клод Жонсак уже работала с Луи де Фюнесом в театре, и Жанна предложила ее кандидатуру. Так появились 7 фильмов, где актеры играют супругов, в том числе чету Крюшо. Всего же вместе они сыграли в 11 фильмах. Луи де Фюнес позвал Клод Жонсак и в свою экранизацию «Скупого» Мольера.
Актер был защитником природы
Как-то Луи де Фюнес сказал, что если бы не карьера актера, то он бы стал садоводом. В 1960-е он даже учился в школе пчеловодства, а потом подумывал о курсах овощеводов.
После того как врачи запретили ему по состоянию здоровья играть на сцене, он большую часть времени проводил в своем саду среди роз и фруктовых деревьев. Одним из первых он отказался от пестицидов при выращивании растений и был против убийства животных. Про преступное обращение человека с природой он говорил во многих интервью.
В музее актера, открывшемся в Сен-Рафаэле в 2019 году благодаря усилиям его внучки Джулии де Фюнес (старый музей в Селье закрылся из-за слишком дорогой аренды), можно увидеть часть его сада.
Луи де Фюнес и Бурвиль дружили
Знаменитый актерский дуэт сложился в фильмах Жерара Ури «Разиня» (1965) и «Большая прогулка» (1966). Ури начинал как актер и работал с Луи де Фюнесом в театре и восхищался талантом напарника уже тогда. Впоследствии Жерар Ури стал известным кинорежиссером. Отлично зная возможности комика, он придумал для него невероятно выигрышный дуэт.
Луи де Фюнес и Бурвиль встречались на съемках и раньше, но именно в режиссуре Ури их таланты раскрылись еще ярче, усилили и оттенили друг друга. Флегматик и холерик, добродушный простак и заносчивый циник — вместе эти типажи были еще смешнее.
Сами актеры на съемках подружились. Взаимное уважение, симпатия и восхищение друг другом видны в сохранившихся кадрах со съемок «Разини». Там актеры дают веселые интервью и импровизируют. Сын актера Оливье де Фюнес вспоминал, что оба были простыми людьми и не любили светские тусовки. Он уверен, что его отец и Бурвиль не приглашали друг друга в гости только из-за чрезмерной застенчивости обоих.
Популярность актера со временем только выросла
Известно, что Луи де Фюнес переживал из-за того, что его не признала парижская интеллигенция. Режиссеры французской «новой волны», поначалу с интересом относившиеся к актеру, позже стали его критиковать. Сам де Фюнес как-то сказал, что хотел бы сниматься в более современных фильмах. Вместе с тем он любил работать со знакомыми режиссерами, позволявшими ему импровизировать на площадке.
Время показало, что актер, одержимый своими ролями больше, чем имиджем в профессиональной среде, был прав. Он говорил, что хочет играть в фильмах, которые могут смотреть дети, и что это на самом деле весьма амбициозная задача. Будучи перфекционистом, он хотел, чтобы его роли были как «изделия старых ремесленников» или «подарок с неба» — чтобы зритель видел некую идеальную вещь, в которой бы «не чувствовалось производства».
Весной 2020 года парижская Cинематека открыла выставку, посвященную Луи де Фюнесу. В ее рамках французские телеканалы показывали фильмы с комиком. За несколько недель, по словам куратора Синематеки, их посмотрело около 60 млн зрителей, и это говорит о том, что сегодня его любят еще больше.
Материал опубликован в июле 2021, частично обновлен в июле 2022