Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф

Наталья Палей вошла в историю моды, шокируя свою семью и вдохновляя современников

13 декабря 2022Обсудить

События 1917 года заставили многих аристократов покинуть Россию и отправиться в Европу в поисках новой жизни. Среди эмигрантов, бежавших от революции, была и юная Натали Палей из династии Романовых. Она приходилась внучкой Александру II и кузиной последнему императору Николаю II. Судьба ее оказалась полна удивительных и трагических событий.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Источник:
Archive PL / Alamy via Legion Media

Аристократы в изгнании

Наталья родилась в 1905 году в семье великого князя Павла Александровича (младшего брата Александра III) и Ольги Карнович. Брак, ставший вторым для обоих ее родителей, вызвал скандал в доме Романовых: мало того, что овдовевший Павел Александрович выбрал женщину незнатного происхождения, так еще и «увел» ее у своего подчиненного — гвардейского полковника Эриха фон Пистолькорса.

Для самого князя эти препятствия казались надуманными, как и тот факт, что у Ольги уже было четверо детей. Они обвенчались в Италии против воли Николая II и осели во Франции, где и родились Наталья и ее старшая сестра Ирина. Первенец пары Владимир появился на свет еще в 1897 году.

Поступок Павла Александровича стоил ему всего имущества в Российской империи, которое было арестовано и фактически перешло короне. Наталья (или Натали, как ее стали звать домашние) провела в Европе первые три года своей жизни. Затем Николай II сменил гнев на милость и позвал непутевого родственника обратно.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Великий князь Павел Александрович Романов (в центре) с дочерями Ириной и Натальей и сыном Владимиром. Около 1911 года
Источник:
Wikimedia Commons

По возвращении в Россию семья великого князя обосновалась в Царском селе под Санкт-Петербургом. После начала Первой мировой войны отношение императора к супруге Павла Александровича смягчилось еще больше. Ольга начала заниматься благотворительностью и собирала помощь для госпиталей, за что Николай II даровал ей титул княгини Палей. Эту фамилию унаследовала и Наталья.

В 1917 году особняк Палей захватили солдаты, а семью Павла Александровича поместили под домашний арест. Великого князя расстреляли в 1919 году в Петропавловской крепости, а годом ранее убили его сына Владимира, сбросив в шахту в Алапаевске. Ольга Палей вместе с двумя дочерями бежала во Францию. Продажа особняка в Булони позволила им купить дом в предместье Парижа и еще один в Биаррице, а также обеспечила им безбедное существование в течение нескольких лет.

Манекен из рода Романовых

К середине 1920-х годов денежные запасы семьи Палей истощились. Наталья сообщила матери, что может стать манекеном — так тогда называли моделей.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Сестры Наталья и Ирина Палей
Источник:
forum.alexanderpalace.org, Public domain, via Wikimedia Commons

В модной индустрии к тому времени уже нашли себя другие аристократы из России: Ирина и Феликс Юсуповы основали компанию «Ирфе», а сводная сестра Натальи Мария открыла ателье «Китмир». Правда, ходить по подиуму они не собирались, а вот Наталья была полна решимости демонстрировать вещи французских кутюрье.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Наталья Палей, 1920-е годы
Источник:
The History Collection / Alamy via Legion Media

Профессия модели уже тогда была денежной, но имела сомнительную репутацию: представители царской семьи считали, что потомкам Романовых не подобает участвовать в модных показах. В итоге Наталья и ее мать нашли компромисс: девушка начинает модельную карьеру, но устраивается на работу в «Ирфе» к Юсуповым.

Мода «ревущих двадцатых» стала отражением того, как изменилось положение женщины во время и после Первой мировой войны. Корсеты, сковывающие движения, утратили былую популярность, уступив место вещам, не скрывающим движения. Юбки и платья стали короче — по одной из версий, этому послужила потребность женщин запрыгивать на подножку трамвая, не путаясь в собственных юбках. Наконец, Коко Шанель совершила настоящую революцию в моде, создав «маленькое черное платье» в 1926 году.

Брак по расчету

Сдержанная северная красота Натальи Палей снискала немало поклонников в мире моды. Шанель тоже обратила внимание на русскую манекенщицу и устроила ее в модный дом Люсьена Лелонга — первого кутюрье, начавшего наряду с индивидуальным пошивом создавать одежду в виде коллекций.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Наталья Палей и Люсьен Лелонг
Источник:
Jacques Ferrand Collection, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1927 году Лелонг сделал Натали предложение. Подарком на венчание стал аромат духов, который жених придумал для своей возлюбленной вместе с Кристианом Диором.

Брак портного и княжны родственники Натальи считали мезальянсом. На фоне своей старшей сестры Ирины, которая вышла замуж за князя императорской фамилии Федора Александровича, открыла школу для девочек и занималась благотворительностью, Наталья была вечным источником тревог и переживаний своих близких.

Впрочем, новоиспеченные супруги считали брак взаимовыгодным: Наталья получила возможность сделать блестящую карьеру как муза выдающегося кутюрье, а Люсьен гордился, что его супруга обладает превосходными манерами и вдохновляет его на создание утонченных предметов одежды.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Наталья Палей на подиуме
Источник:
forum.alexanderpalace.org, Public domain, via Wikimedia Commons

С подачи Лелонга фотографии Натали стали регулярно печататься в модных журналах, включая Vogue.

В 1930-х годах Натали Палей отдалилась от мужа (у нее случилось несколько романов) и увлеклась кинематографом. Недостаток актерского таланта княжна с лихвой компенсировала природной фотогеничностью и умением подать себя в выгодном свете.

Карьера Натали в кино получилась короткой, но яркой. Она переехала в США и снялась в нескольких фильмах. Так, в ленте «Сильвия Скарлетт» ее партнерами оказались Кэтрин Хепбёрн и Кэри Грант — главные звезды той эпохи. Правда, создатели картины забыли упомянуть Палей в титрах.

Вместе с профессией княжна сменила и супруга: в 1937 году она развелась с Лелонгом и вышла замуж за продюсера Джона Уилсона. Этот брак тоже был своего рода деловым. В 1941 году Палей получила гражданство США.

Спутница писателей

В 1940 году Натали Палей познакомилась в Нью-Йорке с Эрихом Марией Ремарком. У них завязались отношения, которые Ремарк описал в изданном после его смерти романе «Тени в раю», назвав героиню Наташей Петровой. Они то расставались, то сходились снова. Увлечение русской княжной заставило Ремарка порвать с актрисой Марлен Дитрих, которая, помимо прочего, была подругой Натали.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Наталья Палей в фильме «Человек из „Фоли-Бержер“» (1935)
Источник:
Vieux Disques / YouTube

В 1947 году писатель решает вернуться в Европу и зовет с собой возлюбленную. Оказавшись в Швейцарии, Ремарк наслаждался спокойной жизнью после долгих лет скитаний, а Натали не находила себе места от скуки. В конце концов, они разошлись, но сохранили дружеские отношения и вели переписку. В 1958 году Ремарк женился на Полетт Годдар — бывшей спутнице Чарли Чаплина, а Натали Палей вернулась к мужу.

В начале 1940-х Натали Палей была музой и другого известного писателя — Антуана де Сент-Экзюпери. В отличие от Ремарка, он был женат, но признавался княжне в любви — по его словам, всего третий раз в жизни. Натали стала опорой для ранимого писателя, который, как это часто бывает у творческих людей, был неспособен сам привести в порядок свои дела.

Деятельная княжна стала агентом и переводчиком Экзюпери, помогала ему печататься в США. Их отношения были скорее платоническими и продолжались на расстоянии до гибели писателя — в 1944 году Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время разведывательного полета над Средиземным морем.

«Уйти с честью»

Воссоединение с мужем не принесло Натали Палей счастья. Джон Уилсон имел проблемы с алкоголем и в 1961 году умер от цирроза печени. После этого Натали впала в депрессию: почти перестала работать, не принимала гостей и жила в одиночестве.

Манекенщица голубых кровей: как внучка Александра II покоряла подиум и кинематограф
Оливер. Портрет Натальи Палей. Около 1935 года
Источник:
National Trust Images

Затем она и вовсе превратилась в затворницу: в последние 20 лет своей жизни Палей практически не покидала свою квартиру в Нью-Йорке. Многие из ее прежних знакомых утратили связь с Натальей, а те, кто изредка навещал ее, отмечали, что княжна превратилась в собственную тень. Она страдала от диабета и постепенно теряла зрение.

В конце декабря 1981 года 76-летняя Палей упала в ванной и сломала шейку бедра. Пожилую женщину доставили в больницу и прооперировали, но состояние Палей ухудшалось. «Хочу уйти с честью», — сказала княжна врачам. Через несколько дней Натальи Палей не стало. Ее старшая сестра Ирина умерла в ноябре 1990 года в Биаррице.

Карьеру Палей во Франции отчасти повторил сын Ирины и племянник Натальи Михаил Федорович Романов — полный тезка основателя царской династии Романовых. Сперва он работал в парфюмерной фирме первого мужа Натальи Люсьена Лелонга, а затем тоже увлекся миром кино, став актером и режиссером.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения