Как проходили пробы на сериал «Раневская»?
Впервые я пробовалась на роль Фаины Раневской в 2013 году. Тогда я очень переживала. В кадре героине должно было быть от 18 до 24 лет, а мне уже исполнилось 27. Меня утвердили, но съемки несколько лет откладывали. Когда мне нужно было, например, краситься в блондинку для роли Зои Богуславской в «Таинственной страсти», я звонила продюсеру «Раневской» Галине Балан-Тимкиной, но она говорила, что не нужно переживать о цвете волос, если начнется работа над сериалом.
С годами проект стал притчей во языцех — все думали, что он давно отснят. Когда я пришла на пробы в сериал «Соседи», продюсер Андрей Павлович Тартаков рассказал, что теперь его команда занимается созданием «Раневской». К тому моменту с начала работы над сериалом прошло девять лет! Меня вновь позвали на пробы на роль юной Фаины Раневской, хотя к тому времени мне исполнилось 36 лет.
Раньше планировалось, что главную героиню сыграют четыре актрисы разных возрастов. Поэтому наш художник по гриму Михаил Вигдоров на пробах сразу отметил, что приблизить мой образ в кадре к возрасту героини по сценарию будет сложно. И я попросила режиссера Дмитрия Петруня рассмотреть меня на роль более взрослой Раневской.
Через два месяца меня вновь позвали на пробы — опять на юный возраст и на более поздний период. Когда я пришла, режиссер и оператор были недовольны, что я, как они решили, не подготовилась. Оказалось, меня пробовали на все возрастные периоды — с 18 до 86 лет! Предполагалось, что на съемках будет использоваться пластический грим. Я очень боялась, потому что такие съемки предполагают большую ответственность.
К съемкам я готовилась очень долго и ответственно, переступая через свои страхи. В какой-то момент мне позвонили и сказали, что меня утвердили.
Как вы готовились к съемкам в сериале?
Я прочитала о Фаине Раневской все, что можно, еще до первых проб в 2013 году. Оператор-постановщик Кирилл Бегишев собрал для меня нарезку со всеми ее ролями.
При подготовке к роли я также нашла телефон Елены Антоновны Камбуровой, которая знала Раневскую. Я позвонила ей и попросила встретиться и помочь подготовиться к роли. Елена Антоновна была удивлена, но согласилась поговорить и благословила меня на съемки.
Что было сложным для вас во время работы над сериалом?
Мне было одинаково тяжело играть героиню во всех возрастах. Но я не считаю, что я играла Фаину Раневскую, — это был скорее некий образ, который мы придумали вместе с режиссером и продюсерами. Мы воплощали свое видение и восприятие человека, который, возможно, имеет что-то общее с тем, что появилось на экране. Поэтому было сложно на каждом этапе: в юности — быть юной, в старости — быть старой.
К тому же у нас не было возможности снимать меня последовательно в каждом возрасте. В зависимости от локации, светового дня и занятости других артистов мы выбирали, над чем будем работать каждый день. Бывало и так, что утром я играла 18-летнюю героиню, днем мне было 36 лет, а вечером — 86. У меня даже была тетрадка, в которой я записывала, что и в какой момент происходит с Раневской в нашем сериале. Еще и с пластическим гримом, который мы использовали, можно сойти с ума, и в какой-то момент я забывала, есть ли он на мне.
Опыт, который я приобрела за полгода работы на съемочной площадке сериала с другими людьми, очень изменил меня. Приходилось учиться отвлекаться от рефлексии и ступора перед работой — на это не было времени. Ведь если не справляюсь я, то не может работать вся съемочная группа.
У меня была мантра, которая помогала работать над сериалом и успокаивать себя. Если бы Раневской предложили сыграть Пушкина, который для нее был величайшим человеком, она бы помучилась, пострадала, но пошла, как мне кажется.
Как вы пытались повторить голос Фаины Раневской?
Кроме интервью Наталье Крымовой, на момент создания которого Раневской было уже больше 80 лет, нигде нет записей ее речи. Во всех фильмах она в гриме и входит в роль, меняя в том числе манеру говорить. Мне пришлось много работать самой и вспоминать речь людей того времени. Например, когда мы снимали 1947 год, я брала отрывки из фильмов, снятых примерно в это время, слушала их и пыталась использовать похожие интонации. У меня низкий голос в обычной жизни, и это тоже помогало во время съемок.
Где снимали разные эпохи, показанные в сериале?
Мы объездили много городов. Натурные съемки проходили в Питере, Москве, Таганроге, Кронштадте — в общей сложности около 11 городов. В Ярославле мы снимали сцену поступления в МХАТ. Художники-декораторы восстановили полностью дверь, а все остальное здание завесили хромакеем. Этот дом располагался в самом центре города на мощеной улочке, и в нем работала администрация. Мы достали там всех — еще и тем, что сыпали снег, снимая зиму. На экране зрители уже видят здание МХАТа.
В чем секрет народной любви к Раневской?
Я думаю, главная причина, почему вся страна любит Фаину Раневскую, — это ее искренность. Меня часто спрашивают, какая самая главная черта ее характера, и я считаю, что сострадание. Фаина Раневская умела чувствовать, и это не может не отзываться другим людям.
Что вам ближе — театр или кино?
Это очень разные виды искусства. Я люблю театр и наш небольшой коллектив «Дочери СОСО». Сейчас мы играем все спектакли на площадке независимого пространства «Внутри». Но я, в отличие от Раневской, не люблю репетировать. Мне очень быстро становится скучно, если мы уже что-то придумали для спектакля и нужно несколько раз повторять одно и то же.
Раньше у меня никогда не было таких больших ролей в кино, как в сериале «Раневская», когда ты вообще не выходишь из кадра сутками. За все время работы над проектом я только несколько раз зашла в свой вагончик — все время приходилось быть на площадке. Но в этом тоже есть кайф. Ты переезжаешь с места на место, встречаешь новых людей, и постоянно что-то происходит. И после съемок несколько дней приходишь в себя. В театре все по-другому. Нет возможности сделать дубль. На каждый спектакль приходят зрители.
Почему вы поступили в театральный только со второго раза?
Сначала я поступила на платное отделение к Алексею Бородину и на эстрадное направление к Сергею Юрскому. Но я очень хотела попасть на курс к Сергею Женовачу — и слетела с последнего отборочного тура. Поэтому я не пошла учиться в вуз, а получила образование флориста-дизайнера. Не знаю, почему я приняла такое решение. Но я ни разу не пожалела о нем и до сих пор пользуюсь навыками работы с цветами. Мне постоянно нужно что-то делать, даже когда нет съемок и репетиций. Несколько лет назад я даже устроилась на работу в цветочный магазин.
Почему вы не указывали имя матери в анкетах, когда подавали документы в вуз?
Я всю жизнь была убеждена, что должна всего добиться сама. В школе мне казалось, что меня воспринимали только как дочь Любови Полищук. Это объясняло и то, почему я долго не брала фамилию мамы. Когда она умерла, я все-таки стала Цигаль-Полищук. Приемная комиссия, конечно, удивлялась, когда смотрела информацию обо мне.
Нужно ли актерское образование?
Конечно, я считаю, что образование необходимо актеру. Я знаю, что сейчас во многих театральных школах есть проблемы, и в наши дни я бы не пошла в какое-то определенное учебное заведение. Но актерское образование много чего дает. Позже опытным путем можно получить еще больше знаний, но базис из вуза очень нужен. На первом курсе мы все учимся наблюдать за людьми — все знают об этюдах о кошечках и собачках. Но умение, которое ты получаешь при этом, помогает работать над ролью и развивать актерский организм.