Марс атакуют: оказалось, на четвертую планету от Солнца за год падает более трех сотен метеоритов

И это всерьез осложнит задачу колонистов

2 июля 2024Обсудить

Legion Media

Пока посадочный модуль с сейсмографом Mars InSight, завершив миссию, покрывается пылью на Красной планете, ценные данные, собранные им, до сих пор обрабатываются учеными.

В новом исследовании его сейсмических измерений международная команда специалистов обнаружила, что планета подвергается до 360 ударам метеороидов каждый год — что в 2-10 раз чаще, чем считалось до этого. Практически ежедневно космические камни оставляют на ней кратеры. Два вновь найденных из них оказались самыми крупными из известных на Марсе. Работа опубликована в Nature Astronomy.

InSight стал первым аппаратом, который доставил на Красную планету сейсмометр. Прибор зафиксировал за годы своей работы более 1300 марсотрясений. Из них команда выделила класс событий особенно высокой частоты: выяснилось, что они были вызваны ударами метеоритов. Ученые подсчитали по ним частоту ударов и обнаружили, что Марс ежегодно бомбардируют от 280 до 360 космических камней.

Метеориты поменьше – примерно с мяч для баскетбола чуть ли не каждый день оставляют на поверхности кратеры диаметром более 8 метров. Более крупные следы – около 30 метров в поперечнике – появляются примерно раз в месяц.

Исследователи также обнаружили 8 совершенно новых ударных кратеров, которые ранее не были видны ни на одном снимке с орбитальных аппаратов. Два из них размерами с футбольные поля – крупнейшие из когда-либо найденных на Марсе за время наблюдений. И произошли с разницей в 97 дней, что очень удивило специалистов.

«Мы ожидали, что столкновение такого размера произойдет, возможно, раз в пару десятилетий, может быть, даже раз в жизни, но здесь у нас два из них с интервалом чуть более 90 дней. Возможно, Марс более геологически активен, чем мы думали, что имеет значение для возраста и эволюции поверхности планеты», — рассказала Ингрид Добар, адъюнкт-профессор наук о Земле, окружающей среде и планетах в Университете Брауна.

По выводам исследователей, планета подвергается ударам в 5-10 раз чаще, чем оценивали только по орбитальным снимкам кратеров до сих пор.

Марс находится рядом с поясом астероидов, а его атмосфера составляет всего 1% от толщины земной. Поэтому ученые предполагали, что большинство метеороидов даже не будут распадаться или сгорать «на подлёте», как в случае с нашей планетой. А должны без проблем проноситься сквозь нее и постоянно достигать марсианской поверхности.

В относительно плоской равнинной местности новые кратеры будут видны сразу на изображениях с орбиты. Однако, это меньше половины поверхности Марса. Поэтому сейсмология является отличным инструментов, чтобы зафиксировать остальные, не заметные глазу, удары и их реальную частоту.

Точный подсчет ударных кратеров — это традиционный способ определить возраст и геологическую историю планеты. «Это своего рода „космические часы“, которые помогают нам датировать поверхность Марса и, возможно, в дальнейшем, других планет Солнечной системы», — отмечают авторы. А также данные используют, чтобы подготовить будущие миссии для высадки роботов и людей на Красной планете.