Cтранноватые молодые люди в ярких обносках, носители тихого социального протеста против современного им уклада жизни, воевать не умели и не любили. Есть некая добрая ирония в том, что одним из символов самого мирного движения на планете стал Volkswagen Type 2. «Хиппибус» не появился бы на свет без участия того, кто развязал самую страшную войну в истории человечества. Историю этого автобуса
Немецкие корни
Перед началом Второй мировой Гитлер озадачил автоконструктора Фердинанда Порше идеей пересадить всю страну с мотоциклов на машины, пусть простенькие, но полноценные. Итогом мозгового штурма стал знаменитый «Жук», попавший позже в Книгу рекордов Гиннесса. А первый свой микроавтобус немцы из Volkswagen построили как раз из его агрегатов.
Заводская легенда приписывает, впрочем, идею создания «буса» вовсе не конструкторам завода, а одному из голландских дилеров VW. Якобы он однажды увидел в Вольфсбурге самоходную платформу, которую рабочие завода сваяли из деталей «Жука» для перевозки запчастей, и загорелся мыслью построить по аналогичным принципам нечто пассажирское.
Именно поэтому у «хиппибуса» водитель сидит спереди, а двигатель находится в «багажнике» — ровно по тем же принципам были сконструированы и «Жук», и первые суперкары Porsche.
Таким образом, у микроавтобусов всего мира есть официальный день рождения — 23 апреля 1947 года, когда голландец Бен Пон набросал в блокноте первый эскиз будущего «Транспортера». Правда, выпуск его начался лишь три года спустя: на заводе ждали, когда слегка разгрузится конвейер по сборке «Жуков». К этому моменту Volkswagen уже всерьез пытался закрепиться в США.
Пробиваясь на американский рынок, многие производители из Старого Света строили свою стратегию продвижения на противопоставлении американским дредноутам: дескать, любой европейский автомобиль компактнее, дешевле и экономичнее этих ваших прожорливых и неповоротливых хардтопов.
А если жена по дороге в супермаркет расквасит его о дерево, то и не жалко. И это не шутка: рекламируя в Америке свой «Жук», немцы активно использовали образ жены-растяпы, после поездок которой чинить VW будет значительно дешевле, чем «Крайслер» или «Олдсмобиль».
Дешевый и вместительный
Покорил американцев и Transporter T1 — не только вместительностью, но и предельной простотой и дешевизной обслуживания. А при чем тут хиппи? Ведь мировоззрение не связанных пропиской «детей цветов» предполагало скорее путешествия автостопом, чем собственный автомобиль.
Ответ очевиден: переезжать с хеппенинга на сейшен большой компанией куда удобнее в личном автобусике, а к моменту появления в США первых хиппи подержанные VW T1 стоили не дороже банки кока-колы. К тому же починить их в чистом поле мог даже оголтелый любитель свободы и расширения сознания.
Вот и заколесили по Калифорнии и Неваде под музыку Леннона, Маккензи и Моррисона раскрашенные в самые немыслимые цвета «хиппи-бусы» с огромной литерой W на передней части.
Со временем VW T1 стал настолько популярен, что превратился в одну из икон движения: в «хиппибусах» жили, любили, заводили детей и умирали, задумывали великие арт-проекты и окончательно разочаровывались в жизни… Вполне возможно, не появись в США Volkswagen Transporter, движение хиппи осталось бы социологическим курьезом, а так распространилось по всей Америке и далее по миру.
Машина для семейных кочевников
По сути, VW привил любовь к путешествиям на колесах целому поколению, несмотря на то, что это были довольно неторопливые путешествия. Моторчик «хиппибуса» даже в лучшие времена развивал скромные пять десятков «лошадей».
Популярность Volkswagen Transporter T1 в США была настолько велика, что если сегодня озадачиться вопросом покупки умеренно живого экземпляра тех лет, проще и дешевле сделать это не в Германии, на родине модели, а в Северной Америке. Некоторые из них помнят еще Вудсток. Сама же идея семейного микроавтобуса оказалась настолько жизнеспособной, что Transporter успел сменить шесть поколений.
С течением времени он, что называется, заматерел и из массового дешевого «бусика» превратился в уважаемого и авторитетного члена автомобильного сообщества. Но молодежную истерию по поводу «хиппибуса» в VW не забыли.
Сейчас немцы собираются предложить молодым покупателям попробовать почти то же самое блюдо, но по современной рецептуре и под электрическим соусом.
В большом семействе электрических концептов Volkswagen именно реинкарнация «хиппибуса» считается самой популярной (хотя в производство первым пойдет банальный электрохетч), и в VW твердо намерены запустить сборку электрического компактвэна по его мотивам. Вот только где найти новых хиппи для электрического «хиппибуса», когда даже хипстеры уже куда-то разбежались?
По материалам