Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) по праву считается одним из ведущих русских маринистов и мастером пейзажной живописи второй половины XIX века, но широкой публике его работы известны мало. О биографии и творчестве художника Vokrugsveta.ru рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи и куратор грядущей выставки работ Боголюбова Светлана Усачёва.
Профессор Императорской Академии художеств по живописи морских видов, член Товарищества передвижных художественных выставок Алексей Боголюбов многое сделал для развития русской и европейской культуры. Бывший офицер флота и знаток кораблей, он исполнял заказы русских императоров, создавая батальные картины из истории российского флота. Будучи новатором в области живописной техники, он обладал высоким авторитетом в европейской среде, был своим среди барбизонцев и художников Дюссельдорфской школы.
Маринист и общественный деятель
«Записки моряка-художника» — так назвал Боголюбов свои воспоминания, повествуя в них и о событиях, побудивших морского офицера поступить в 1850 году вольнослушателем в Императорскую Академию художеств и начать новый путь в искусство. На этом пути словно соединились обе его специальности, определяя особенности произведений, живописную авторскую манеру и маршруты странствий.
Марины с корабельными сценами и изображения знаменитых морских баталий от Петровской эпохи до Крымской и Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., исполненные по заказам русских императоров Николая I и Александра II, непосредственно связаны с военной службой их создателя.
Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. Здесь он выступает, прежде всего, документалистом, чуждым романтических эффектов и блеска ярких красок, присущих произведениям его прославленного современника, Ивана Айвазовского.
Зато непогрешимы в работах Боголюбова детали облика кораблей, верно передан ход баталий, а топографическая точность ландшафтов Балтики, Каспия, турецкого Синопа, где разворачивались давние и недавние военные события, сравнима с точностью карт и морских лоций.
Мастер пейзажа
Волю своему колористическому темпераменту Боголюбов давал на берегу — пейзаж оказался для моряка истинным художественным призванием. Многие годы, путешествуя по России и Европе, он учился премудростям живописи и неустанно совершенствовал свое мастерство. Тесные связи художника с современными ему европейскими пейзажистами, включая Андреаса Ахенбаха, Эжена Изабе, Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи, во многом определили развитие таланта Боголюбова, но отнюдь не превратили его в «проводника» французской живописной манеры.
Боголюбов не случайно называл себя пейзажным натуралистом. Работа на пленэре стала для него важнейшей уже в 1850-е годы, со времени первой поездки в Европу на средства Академии художеств и оставалась таковой до конца дней художника. Пейзажные маршруты Боголюбова пролегают из России в Дрезден и Женеву, затем в Венецию, Рим и Неаполь, в Константинополь и Париж, в Дюссельдорф и на голландское побережье. Затем ведут по родному краю: из Петербурга в Москву, по берегам Поволжья, в Крым. И снова в Европу: в Данию, Германию, Италию, Голландию и, конечно, Францию, где Боголюбов прожил многие годы.
В масштабных городских ландшафтах художник достигает перспективной убедительности и пространственного размаха, а этюдные пейзажи с годами превращаются в своеобразный путевой дневник мастера, удивляющий смелостью колористических и композиционных находок.
Крупная выставка работ Алексея Боголюбова, приуроченная к 200-летию со дня рождения художника, пройдет в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 15 сентября 2023 года по 21 января 2024 года
Выставка раскроет для зрителей новые, порой неожиданные стороны жизни и творчества моряка и художника и истоки пленэрного пейзажа-настроения, одного из лучших достижений русской живописной школы уже в начале XX века.
Участниками уникального проекта стали шестнадцать музейных, архивных и частных собраний, в том числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Государственный Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Центральный военно-морской музей, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив военно-морского флота, Музей Москвы, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, художественные музеи Нижнего Новгорода, Тулы, Череповца, Ульяновска.
В экспозиционном пространстве будут собраны около 150 живописных и графических произведений, а также архивные документы и издания.