Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мастерство передачи впечатлений: изучаем историю и детали 8 известных картин импрессионистов, чтобы лучше разобраться во всех гранях их стиля

Некоторые из этих полотен вызывали настоящий гнев у критиков и публики, но время расставило всё по своим местам

15 февраля 2025Обсудить

15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок в Париже открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов» — это была первая выставка работ художников-новаторов, которых вскоре стали называть импрессионистами. «Вокруг света» неоднократно публиковал детальные разборы известных картин импрессионистов — в этом материале мы решили собрать их вместе, чтобы представить этот стиль живописи, навсегда изменивший искусство, во всем его разнообразии.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872. Картина, написанная в Гавре, не нашла одобрения у критиков, но ее название породило слово «импрессионизм» — его в своей едкой статье употребил критик Луи Леруа | Источник: Wikimedia Commons

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872. Картина, написанная в Гавре, не нашла одобрения у критиков, но ее название породило слово «импрессионизм» — его в своей едкой статье употребил критик Луи Леруа

Источник:

Wikimedia Commons

Пьер Огюст Ренуар

«Бал в Мулен де ла Галетт»

Пьер Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876 | Источник: Wikimedia Commons

Пьер Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876

Источник:

Wikimedia Commons

Этот кабак с танцплощадкой есть на картинах Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Руссиньоля. У них он обшарпанный и безрадостный (как, наверное, и было в жизни), а у Ренуара выглядит местом вечного праздника. Художник предпочитал не останавливать взгляд на невеселых бытовых деталях. «По мне, картина должна быть приятной, радостной и красивой, да — красивой! — заявлял Ренуар. — В жизни достаточно неприятных вещей, почему мы должны создавать такие же?» Художник хотел видеть молодых и веселых танцоров на залитой летним солнцем площадке, он их видел и писал такими.

Читать далее…

Эдуар Мане

«Завтрак на траве»

Эдуар Мане. «Завтрак на траве». 1863 | Источник: Wikimedia Commons

Эдуар Мане. «Завтрак на траве». 1863

Источник:

Wikimedia Commons

Когда в 1863 году Эдуар Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. «Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Читать далее…

«Олимпия»

Эдуар Мане. «Олимпия». 1863 | Источник: Wikimedia Commons

Эдуар Мане. «Олимпия». 1863

Источник:

Wikimedia Commons

Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке? Но его Олимпия не была ни персонажем мифа или древней истории, ни аллегорией, ни отвлеченным примером женской красоты. Судя по бархотке на шее и туфлям, художник изобразил современницу, причем все, включая название картины, однозначно указывало на профессию девушки.

Читать далее…

«Бар в „Фоли-Бержер"»

Эдуар Мане. «Бар в „Фоли-Бержер“». 1881–1882 | Источник: Wikimedia Commons

Эдуар Мане. «Бар в „Фоли-Бержер“». 1881–1882

Источник:

Wikimedia Commons

Ни одно полотно еще не давалось Мане так тяжело. Боли терзали при каждом движении, почва уходила из-под ног из-за нарушения глубокой чувствительности, одолевала слабость… Организм художника разрушала сухотка спинного мозга, вызванная подхваченным в юности сифилисом. В популярное у парижан развлекательное заведение «Фоли-Бержер» Мане ходил делать наброски, пока хватало сил. Когда не смог — соорудил у себя в мастерской копию барной стойки, повесил за ней зеркало. Работал сидя: стоять было трудно. «Бар в „Фоли-Бержер“» стал его последней большой картиной: художник умер через год, после того как ее закончил.

Читать далее…

Поль Сезанн

«Современная Олимпия»

Поль Сезанн «Современная Олимпия», 1873–1874 гг. | Источник: Wikimedia Commons

Поль Сезанн «Современная Олимпия», 1873–1874 гг.

Источник:

Wikimedia Commons

Париж, 1865 год, Салон живописи и скульптуры. Возмущенная публика толпится у картины Эдуара Мане «Олимпия», возле которой даже пришлось выставить охрану. Люди в ярости, что художник изобразил обнаженной не мифологическую Венеру или экзотическую одалиску, а столичную куртизанку — современницу, да еще и в дерзкой манере, не похожей на выглаженную живопись академистов.

Париж, девять лет спустя — первая выставка художников, которых после разгромной статьи одного из критиков назовут «импрессионистами». Зрители неистовствуют возле полотна Поля Сезанна «Современная Олимпия». Это своеобразный «ремейк» шедевра Мане.

Читать далее…

Клод Моне

«Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда»

Клод Моне. «Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда». 1877 год | Источник: Wikimedia Commons

Клод Моне. «Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда». 1877 год

Источник:

Wikimedia Commons

Клод Моне, сидевший за мольбертом на платформе вокзала Сен-Лазар (на что у него, кстати, было специальное разрешение от начальника железной дороги), выглядел неординарно во всех отношениях. В те поры классические художники нечасто заглядывали в подобные места. В 1870-е годы мэтры из парижской Академии изящных искусств считали реалии современного мира, такие как поезда и станции, недостойным сюжетом.

Читать далее…

Камиль Писарро

«Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»

Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро», 1898 | Источник: Wikimedia Commons
Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро», 1898
Источник:

Wikimedia Commons

Зимой-весной 1897–1898 годов Писсарро, нередко работавший над несколькими холстами одновременно, написал 11 видов из окна номера «Отель дю Лувр». Взгляд с высокой точки обеспечивал эффектные ракурсы улиц и площади в разную погоду. В наши дни этот номер, 104, на втором этаже, носит имя Писсарро. Серия парижских пейзажей, созданная там, стала визитной карточкой художника.

Читать далее…

Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы». Ок. 1898 | Источник: Wikimedia Commons

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы». Ок. 1898

Источник:

Wikimedia Commons

Импрессионистскую манеру письма Дега, можно сказать, приобрел поневоле. Художник, в отличие от собратьев, не стремился бросать на холст мимолетные впечатления. Но зрение, подводившее Дега еще в молодости, с годами катастрофически ухудшалось. Прорабатывать линии и мелкие детали на холсте было все труднее. Живопись пятнами, размытые формы, яркие тона — в 1890-е, спустя годы после распада группы импрессионистов, манера слепнущего Дега стала по-настоящему близкой их «канону».

Читать далее…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения