15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок в Париже открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов» — это была первая выставка работ художников-новаторов, которых вскоре стали называть импрессионистами. «Вокруг света» неоднократно публиковал детальные разборы известных картин импрессионистов — в этом материале мы решили собрать их вместе, чтобы представить этот стиль живописи, навсегда изменивший искусство, во всем его разнообразии.
Пьер Огюст Ренуар
«Бал в Мулен де ла Галетт»
Этот кабак с танцплощадкой есть на картинах Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Руссиньоля. У них он обшарпанный и безрадостный (как, наверное, и было в жизни), а у Ренуара выглядит местом вечного праздника. Художник предпочитал не останавливать взгляд на невеселых бытовых деталях. «По мне, картина должна быть приятной, радостной и красивой, да — красивой! — заявлял Ренуар. — В жизни достаточно неприятных вещей, почему мы должны создавать такие же?» Художник хотел видеть молодых и веселых танцоров на залитой летним солнцем площадке, он их видел и писал такими.
Эдуар Мане
«Завтрак на траве»
Когда в 1863 году Эдуар Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. «Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».
«Олимпия»
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке? Но его Олимпия не была ни персонажем мифа или древней истории, ни аллегорией, ни отвлеченным примером женской красоты. Судя по бархотке на шее и туфлям, художник изобразил современницу, причем все, включая название картины, однозначно указывало на профессию девушки.
«Бар в „Фоли-Бержер"»
Ни одно полотно еще не давалось Мане так тяжело. Боли терзали при каждом движении, почва уходила из-под ног из-за нарушения глубокой чувствительности, одолевала слабость… Организм художника разрушала сухотка спинного мозга, вызванная подхваченным в юности сифилисом. В популярное у парижан развлекательное заведение «Фоли-Бержер» Мане ходил делать наброски, пока хватало сил. Когда не смог — соорудил у себя в мастерской копию барной стойки, повесил за ней зеркало. Работал сидя: стоять было трудно. «Бар в „Фоли-Бержер“» стал его последней большой картиной: художник умер через год, после того как ее закончил.
Поль Сезанн
«Современная Олимпия»
Париж, 1865 год, Салон живописи и скульптуры. Возмущенная публика толпится у картины Эдуара Мане «Олимпия», возле которой даже пришлось выставить охрану. Люди в ярости, что художник изобразил обнаженной не мифологическую Венеру или экзотическую одалиску, а столичную куртизанку — современницу, да еще и в дерзкой манере, не похожей на выглаженную живопись академистов.
Париж, девять лет спустя — первая выставка художников, которых после разгромной статьи одного из критиков назовут «импрессионистами». Зрители неистовствуют возле полотна Поля Сезанна «Современная Олимпия». Это своеобразный «ремейк» шедевра Мане.
Клод Моне
«Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда»
Клод Моне, сидевший за мольбертом на платформе вокзала Сен-Лазар (на что у него, кстати, было специальное разрешение от начальника железной дороги), выглядел неординарно во всех отношениях. В те поры классические художники нечасто заглядывали в подобные места. В 1870-е годы мэтры из парижской Академии изящных искусств считали реалии современного мира, такие как поезда и станции, недостойным сюжетом.
Камиль Писарро
«Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»
Зимой-весной 1897–1898 годов Писсарро, нередко работавший над несколькими холстами одновременно, написал 11 видов из окна номера «Отель дю Лувр». Взгляд с высокой точки обеспечивал эффектные ракурсы улиц и площади в разную погоду. В наши дни этот номер, 104, на втором этаже, носит имя Писсарро. Серия парижских пейзажей, созданная там, стала визитной карточкой художника.
Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»
Импрессионистскую манеру письма Дега, можно сказать, приобрел поневоле. Художник, в отличие от собратьев, не стремился бросать на холст мимолетные впечатления. Но зрение, подводившее Дега еще в молодости, с годами катастрофически ухудшалось. Прорабатывать линии и мелкие детали на холсте было все труднее. Живопись пятнами, размытые формы, яркие тона — в 1890-е, спустя годы после распада группы импрессионистов, манера слепнущего Дега стала по-настоящему близкой их «канону».