Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства

Вспомним, что «от перемены мест множителей произведение не меняется»

21 июня 2024Обсудить
Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

Shutterstock / Fotodom.ru

Теория чисел — довольно специфический раздел математики. Вначале он смущает школьников и студентов тем, что нужно забыть про существование всех чисел, кроме целых. В теории чисел нет числа полтора. Там на вопрос: «Можно ли три яблока разделить поровну на двоих?» ответом будет: «Нельзя, потому что три не делится на два». В этом смысле единицу лучше воспринимать не как яблоко, а как камень — что-то атомарное, что дальше уже не делится.

Так что, да, забудьте на время про все числа, кроме целых. Более того, мы даже за рамки натуральных чисел редко будем выходить.

Напомню, что натуральными называются1 числа, которые образуются при счёте:
1, 2, 3, 4, 5, . . .

1 В ряде математических дисциплин (особенно тех, которые находятся на стыке с информатикой и компьютерными науками) число 0 тоже считается натуральным, но мы будем придерживаться классического определения.

А целыми называются все натуральные числа, число 0 и все числа, противоположные натуральным:
−1, −2, −3, −4, −5, …

Прежде чем переходить к самому важному понятию теории чисел — делимости, давайте начнем с азов и вспомним, что такое умножение и какие у него есть свойства.

Как работает умножение

Из начальной школы мы знаем, как складывают числа, и понимаем, что если нам нужно сложить несколько одинаковых чисел, то компактнее это записывается через умножение:

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 5.

То есть 3 · 5 — это буквально три, взятое пять раз.

Так вот, у умножения есть ряд важных свойств, которые в школе называются переместительным, сочетательным и распределительным законами умножения. Давайте попробуем разобраться, откуда они взялись.

Переместительный закон умножения, или, как говорят математики, коммутативность, –это то самое правило, которое вы заучили в начальной школе как «от перемены мест множителей произведение не меняется».

Но не все задумываются о том, почему это правило работает. Почему 3 · 5 и 5 · 3 — это одно и тоже?

Почему 3 + 3 + 3 + 3 + 3 равно 5 + 5 + 5? Понятно, что можно вычислить каждую из сумм, и оба раза получить 15. Но как заранее понять, что получается одно и то же, не выполняя сложение?

Давайте рассуждать. Что такое 3 · 5? Это три, взятое пять раз. Изобразим это в виде пяти наборов из трёх шаров (картинка внизу слева):

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства

Три, взятое пять раз

Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства

Пять, взятое три раза

Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Но количество получившихся шаров можно было посчитать и по-другому — сгруппировав их по пять (картинка вверху справа).

А это и означает, что пять, взятое три раза, — это то же самое, что три, взятое пять раз.

Сочетательный закон умножения, или ассоциативность, — это правило о том, что при умножении трёх множителей порядок умножения не влияет на результат.

Давайте поймем, например, почему
(3 · 5) · 4 = 3 · (5 · 4).

Представим себе несколько шаров, сложенных в виде прямоугольного параллелепипеда размером 3 × 5 × 4:

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Сколько здесь шаров? С одной стороны, здесь четыре слоя, в каждом из которых 3 · 5 шаров. То есть здесь всего (3 · 5) · 4 шаров (картинка внизу слева).

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Но, с другой стороны, все шары можно разбить на горизонтальные ряды (картинка вверху справа).

А рядов таких всего 5 · 4 штук. Поэтому общее число шаров — это 5 · 4 раз по три шара, то есть 3 · (5 · 4).

В итоге мы двумя способами посчитали одно и то же общее количество шаров. Значит,
(3 · 5) · 4 = 3 · (5 · 4).

Распределительный закон умножения, или дистрибутивность, — это то, что школьники называют правилом раскрытия скобок:

3 ·  (5 + 2) = 3 · 5 + 3 · 2.

Давайте опять с помощью шаров поймем, почему, например, 3 · 7 = 3 · 5 + 3 · 2:

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Вместо того чтобы сразу взять семь раз по три шара, можно взять пять раз по три, а потом ещё два раза по три. Вот и всё!

Этих трёх свойств достаточно, чтобы уметь делать все те преобразования выражений, которые вы учились делать в начальной школе.

Например, правило для раскрытия скобок в выражениях вида (𝑎 + 𝑏) · (𝑐 + 𝑑) — «нужно каждое слагаемое из первой скобки умножить на каждое слагаемое из второй и сложить результаты этих произведений» — следует из распределительного и переместительного законов:

(𝑎 + 𝑏) · (𝑐 + 𝑑) = (𝑎 + 𝑏) · 𝑐 + (𝑎 + 𝑏) · 𝑑;
(распределительный закон)

(𝑎 + 𝑏) · 𝑐 + (𝑎 + 𝑏) · 𝑑 = 𝑐 · (𝑎 + 𝑏) + 𝑑 · (𝑎 + 𝑏);
(переместительный закон)

𝑐 · (𝑎 + 𝑏) + 𝑑 · (𝑎 + 𝑏) = (𝑐 · 𝑎 + 𝑐 · 𝑏) + (𝑑 · 𝑎 + 𝑑 · 𝑏);
(распределительный закон)

(𝑐 · 𝑎 + 𝑐 · 𝑏) + (𝑑 · 𝑎 + 𝑑 · 𝑏) = 𝑎 · 𝑐 + 𝑏 · 𝑐 + 𝑎 · 𝑑 + 𝑏 · 𝑑;
(переместительный закон)

Но когда мы уже понимаем, как работает умножение и какие у него есть свойства, то можно сразу писать
(𝑎 + 𝑏) · (𝑐 + 𝑑) = 𝑎 · 𝑐 + 𝑏 · 𝑐 + 𝑎 · 𝑑 + 𝑏 · 𝑑.

Более того, обычно, для краткости записи, в буквенных выражениях знак умножения вообще не пишут:
(𝑎 + 𝑏)(𝑐 + 𝑑) = 𝑎𝑐 + 𝑏𝑐 + 𝑎𝑑 + 𝑏𝑑.

Давайте потихоньку и к этому привыкать.

Десятичная система счисления

Тот способ записи чисел, к которому мы все привыкли с детства, называется десятичной системой счисления. В ней для записи числа используется десять знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, которые называются арабскими цифрами.

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Считается, что количество цифр связано с количеством пальцев на руках у человека. Людям было удобно считать на пальцах десятками: досчитал до десяти — отложил камешек, ещё раз досчитал — отложил ещё один, и так далее. И если в результате подсчёта у тебя, например, пять отложенных камешков и семь загнутых пальцев, значит, ты досчитал до 57.

Когда камешков становится много, то заменяем десять камешков на большой камень. Теперь каждый большой камень символизирует десять десятков, то есть сотню. И так далее.

Но десятичная система не единственная, которую использовало человечество. У многих народов имела хождение двенадцатеричная система. Она возникла, когда люди считали предметы не загибая пальцы, а указывая большим пальцем руки на фаланги остальных четырёх пальцев той же руки.

Именно поэтому во многих языках сохранилось и используется до сих пор специальное слово «дюжина» — аналогичное слову «десяток» из десятеричной системы.

Даже ещё в двадцатом веке в Англии применялась двенадцатеричная денежная система: один шиллинг был равен дюжине пенни. Более того, двенадцатеричная система до сих пор используется в английской системе мер. Так, например, один фут равен дюжине дюймов.

Не говоря уже о том, что циферблат часов разделён на 12 часов, а год — на 12 месяцев.

Свои отголоски в современном мире имеет и придуманная более четырёх тысяч лет назад шумерами шестидесятеричная система счисления, которая, по-видимому, являлась результатом наложения двух более древних систем счисления — двенадцатеричной и пятеричной.

Так, например, в одном часе шестьдесят минут, а в одной минуте –шестьдесят секунд. Более того, деление на минуты и секунды принято и при измерении углов –там тоже в одном градусе шестьдесят минут, а в одной минуте шестьдесят секунд. Например, угол в один радиан равен примерно 57°17′45′′ — 57 градусам 17 минутами 45 секундам.

Но давайте вернёмся к привычной нам десятеричной системе счисления.

Вот есть, например, число

23 456.

За что отвечает каждая его цифра? В этом числе цифра 6 –это количество единиц, цифра 5 — количество десятков, цифра 4 — количество сотен, цифра 3 — количество тысяч, а цифра 2 — десятков тысяч.

Иными словами,

23 456 = 20 000 + 3000 + 400 + 50 + 6 =

= 2 · 10 000 + 3 · 1000 + 4 · 100 + 5 · 10 + 6 =

= 2 · 104 + 3 · 103 + 4 · 102 + 5 · 10 + 6.

Именно поэтому числа, записанные в десятеричной системе, легко умножать на десять:

23 456 · 10 = (2 · 104 + 3 · 103 + 4 · 102 + 5 · 10 + 6) · 10 =

= 2 · 105 + 3 · 104 + 4 · 103 + 5 · 102 + 6 · 10 =

= 234 560.

Благодаря этому важному свойству и распределительному закону умножения работает хорошо вам знакомый метод умножения в столбик.

Умножение в столбик

Давайте вспомним метод умножения в столбик и наконец поймем, почему он работает. Пусть нам нужно, например, умножить 1234 на 23 456:

1234 · 23 456 =

= 1234 · (2 · 104 + 3 · 103 + 4 · 102 + 5 · 10 + 6) =

= 1234 · 6 + 1234 · 5 · 10 + 1234 · 4 · 102 + 1234 · 3 · 103 + 1234 · 2 · 104.

А как посчитать, чему равно, например, произведение 1234 · 6? Это же

(1 · 103 + 2 · 102 + 3 · 10+4) · 6=

=4 · 6 + 3 · 6 · 10 + 2 · 6 · 102 + 1 · 6 · 103=

= 24+ 180 + 1200 + 6000 = 7404.

Аналогично получаем, что

1234 · 5 · 10 = 6170 · 10;
1234 · 4 · 102 = 4936 · 102;
1234 · 3 · 103 = 3702 · 103;
1234 · 2 · 104 = 2468 · 104.

Поэтому

1234 · 23 456=

=7404 + 61 700 + 493 600 + 3 702 000 + 24 680 000.

Чтобы было проще складывать эти числа, их записывают так, чтобы соответствующие разряды оказались друг под другом (картинка внизу слева):

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Математика — начнем с азов: что такое умножение и какие у него есть свойства
Источник:

из книги «Математика с Борисом Трушиным»

Однако нули в конце промежуточных чисел, получившиеся из-за степеней десятки, обычно не пишут, а записывают результаты умножения цифр второго числа на первое число «лесенкой» (картинка вверху справа).

Хотя это довольно часто приводит к ошибкам у школьников.

Вот так работает хорошо вам известный способ умножения в столбик. По сути, это многократно применённый распределительный закон умножения.

Отрывок из книги Бориса Трушина «Математика с Борисом Трушиным. Теория чисел: с нуля до теоремы Эйлера». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2024.

Читайте книгу целиком

Борис Трушин почти 25 лет преподает математику школьникам и студентам, является соавтором учебников по алгебре и уже 7 лет ведет одноименный Youtube-канал по околошкольной математике.

В своих видеороликах Борис показывает красоту математики и учит не бояться сложных задач. И хотя большинство роликов рассчитаны на школьников и студентов, они привлекают и взрослых, которые осознали, что хотят начать разбираться в математике.

Самые интересные идеи и подходы из видеороликов Бориса доступны и в книгах, одну из которых вы держите в руках!

Читайте книгу целиком
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения