Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста

За столетия существования высокий каблук успел побыть важным атрибутом мужского облика

20 марта 2023Обсудить

Обувь на каблуке, добавлявшая несколько сантиметров роста, пользовалась бешеной популярностью у аристократов прошлого. Человек, аккуратно ступающий в туфлях по брусчатке, всем своим видом показывал: «изнурительная работа и быстрая ходьба — не для меня». Во времена, когда о вреде высоких каблуков было почти неизвестно, носить неудобную, сковывающую движения обувь считалось привилегией.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Всадники в обуви на каблуках на иллюстрации к эпосу «Шахнаме» поэта Фирдоуси, созданной в начале XV века
Источник:
artsandculture.google.com

Восточное влияние и обувь для настоящих мужчин

Некоторые виды обуви не сильно изменились с момента своего появления. Например, первые кожаные башмаки со шнурками были изготовлены более пяти с половиной тысяч лет назад. Такая обувь позволяла преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, защищая стопы от холода, камней и колючих растений.

Каблук, который в наши дни в основном является элементом женской обуви и, скорее, усложняет ходьбу, а не делает ее более комфортной, тоже изначально создавался для удобства. Обувь на высокой платформе носили еще в Древнем Египте и Древней Греции, но первой известной разновидностью обуви на каблуке считаются ботинки персидских всадников, появившиеся примерно в X веке. Каблук позволял им надежно фиксировать ногу в стремени.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Реконструкция венецианского чопина
Источник:
Rama & the Shoe Museum in Lausanne, CC BY-SA 2.0 FR, via Wikimedia C

В Средневековой Европе такая обувь вошла в обиход существенно позже. Скорее всего, это произошло под влиянием моды на восточные мотивы в одежде и с ростом могущества Персии на рубеже XVI–XVII вв. Впрочем, до этого европейцы носили высокую обувь в утилитарных целях: съемная или являющаяся частью обуви платформа позволяла перемещаться по грязным городским улицам. Отдельного упоминания заслуживают чопины — высокая обувь которой пользовались венецианки с XV века. Порой высота чопинов, которая быстро стала признаком благородного происхождения, достигала полуметра — ходить в них дамы могли только с помощью служанок. Попытки городских властей ввести ограничения на высоту чопинов успехом не увенчались.

Каблук, поднимавший над землей пятку, а не всю стопу, стал распространяться среди европейской знати ближе к концу XVI века. Особый интерес к такой обуви проявили мужчины — туфли на каблуке прибавляли владельцу роста.

Каблуки быстро превратились в символ власти и высокого общественного статуса. Надевший обувь на каблуке не мог (да и не хотел) подолгу перемещаться на своих двоих, ведь это — удел простолюдинов, а человека уважаемого всегда ждала карета или носилки.

Достаток мужчины определялся высотой его каблука. Разумеется, самые экстравагантные туфли, в которых можно было лишь сидеть или стоять, принадлежали королям — смотря на подданных свысока, правители напоминали о своем могуществе. Королевы той поры тоже возвышали себя: обувь на каблуке носили в XVI веке Елизавета I и Екатерина Медичи.

Король-солнце и «лубутены»

Одной из самых известных исторических личностей, всей душой полюбивших обувь с высоким каблуком, был французский монарх Людовик XIV, занимавший престол в 1643–1715 гг. На портретах «король-солнце» изображен в изысканных туфлях, обтянутых красной атласной материей.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Неизвестный художник. Людовик XIV (в кресле) с сыном, внуком и правнуком — будущим Людовиком XV. Слева изображена герцогиня Вантадур — воспитательница последнего. Яркими штанами, заметим, блещет внук короля
Источник:
Wikimedia Commons

Нельзя сказать, что это было нововведение — до него красную обувь носили, например, правители Византии и понтифики, но строгую моду на каблуки такого цвета в своем окружении ввел именно Людовик XIV. «Модный диктатор» запретил всем, кто не носил соответствующую обувь, появляться при его дворе.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Источник:
GILBERT MURRAY / Stockimo / Alamy via Legion Media

Он пристально следил за тем, чтобы окружающие одевались по придуманным им же стандартам: надевали красивые, но страшно неудобные туфли и носили их целыми днями, доказывая свою лояльность. В 1670 году он провозгласил, что только представители благородного сословия могут носить каблуки.

Людовик XIV сыграл важную роль в истории моды и вдохновил Кристиана Лубутена на создание знаменитой обуви с красной подошвой. Легенда гласит, что в 1992 году дизайнер провел эксперимент: одолжив у своей ассистентки алый лак для ногтей, он раскрасил им подошвы пары обычных черных туфель на высоком каблуке. В 2008 году Лубутен запатентовал свое изобретение — примерно на это время пришелся пик популярности обуви, названной в честь своего создателя.

Мода, лишенная логики

К концу XVII века женщины в Европе привыкли носить обувь на каблуке, но спустя век, во времена Французской революции, всё вновь изменилось. Ассоциироваться с членами королевской семьи стало не только неприличным, но и опасным. Экстравагантная мода до поры ушла в прошлое, а  сторонники свободы, равенства и братства предпочли ботинки на плоской подошве.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Мишель Гарнье. «Модница в галерее Пале-Рояль». 1787. Вогнутый внутрь «французский» каблук («голубиная лапа») зрительно уменьшал размер стопы
Источник:
Wikimedia Commons

Робкое возвращение каблука состоялось уже в XIX веке, но чудесным образом он остался нужен только женщинам. В эпоху рационализма ученые мужи впервые заключили, что обувь на каблуке неудобна и непрактична, поэтому «иррациональные» капризы лучше оставить дамам. Высокие каблуки все чаще стали восприниматься как обязательный элемент женственного образа. Поспособствовало этому и развитие фотографии. Первые фотографы заметили, что фигура на каблуках выглядит более привлекательной, статной и соблазнительной.

Во второй половине столетия обувь на каблуке уже носили женщины всех классов и сословий. Даже крестьянки и представительницы городской бедноты вынуждены были жертвовать удобством ради красоты. По иронии судьбы обувь, созданная для того, чтобы демонстрировать мужественность, спустя пару веков оказалась символом женственности, а каблук из запретного предмета роскоши и символа порока стал общественно одобряемым и даже обязательным.

ЗА ОКЕАНОМ
Стиль дикого Запада

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Источник:
Gualberto Becerra / Alamy via Legion Media

В то время как в Европе XIX века мужчины перестали носить обувь на каблуке, в Америке воплощением храбрости и брутальности стали ковбои, носившие сапоги на небольшом и немного скошенном каблуке, который, как и за тысячу лет до этого, помогал лучше держаться в седле.

Поступь Голливуда

Рубиновые туфельки Дороти из фильма «Волшебник страны Оз» в 1939 году вызвали новую волну популярности каблуков всевозможных форм и размеров. В 1940-х годах женщины открыли для себя туфли и сапоги на танкетке, а 1950-е стали временем триумфа шпильки. Тонкий каблук-«стилет» придумал дизайнер Роже Вивье, работавший в модном доме Кристиана Диора. Туфли на шпильке покорили Голливуд: их носили среди прочих Мэрилин Монро, Одри Хепберн и Грейс Келли.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Мэрилин Монро
Источник:
20TH CENTURY FOX / Album via Legion Media

Во второй половине прошлого века обувь на каблуке пережила несколько взлетов и падений. В 1970-х под влиянием второй волны феминизма предпочтение отдавали более комфортным туфлям и ботинкам на плоской подошве. Тогда же появились первые исследования о вреде каблуков: ученые рассказывали, что их постоянно ношение вызывает неестественный изгиб позвоночника, провоцирует повышенную нагрузку на стопы и приводит к развитию варикоза.

Репутация каблука отчасти восстановилась в 1980-х благодаря музыкантам: шпильки носила Мадонна, а массивные платформы — Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри. Рок-звезды вернули каблуки в мужской гардероб, но надевали их в основном на сцене, в то время как в повседневной жизни обувь на каблуках оставалась и в основном остается частью женского образа.

«Поставь себя на ее место»

В XXI веке обувь на каблуке стала не только частью модных образов, но и способом выразить протест или солидарность. В штате Калифорния с 2001 года проходит благотворительная акция Walk a mile in her shoes (дословно — «Пройди милю в ее обуви», образно — «Поставь себя на ее место»). Мужчины, надев туфли на шпильке, участвуют в марше против неравенства и насилия.

Мечты о высоком: как обувь на каблуке стала символом изысканности, власти и протеста
Источник:
Zou Zheng / Globe Photos via Legion Media

Название акции отсылает к поговорке «Ты не поймешь другого человека, пока не пройдешь милю в его ботинках». Участники воспринимают этот призыв буквально и, надев яркие «лодочки», преодолевают ту самую милю. Они признают, что без доли сноровки ходить на каблуках нелегко, но этот опыт помогает задуматься о гендерных стереотипах. За последние два десятилетия акция распространилась на несколько городов США и Канады.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения