Обувь на каблуке, добавлявшая несколько сантиметров роста, пользовалась бешеной популярностью у аристократов прошлого. Человек, аккуратно ступающий в туфлях по брусчатке, всем своим видом показывал: «изнурительная работа и быстрая ходьба — не для меня». Во времена, когда о вреде высоких каблуков было почти неизвестно, носить неудобную, сковывающую движения обувь считалось привилегией.
Восточное влияние и обувь для настоящих мужчин
Некоторые виды обуви не сильно изменились с момента своего появления. Например, первые кожаные башмаки со шнурками были изготовлены более пяти с половиной тысяч лет назад. Такая обувь позволяла преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, защищая стопы от холода, камней и колючих растений.
Каблук, который в наши дни в основном является элементом женской обуви и, скорее, усложняет ходьбу, а не делает ее более комфортной, тоже изначально создавался для удобства. Обувь на высокой платформе носили еще в Древнем Египте и Древней Греции, но первой известной разновидностью обуви на каблуке считаются ботинки персидских всадников, появившиеся примерно в X веке. Каблук позволял им надежно фиксировать ногу в стремени.
В Средневековой Европе такая обувь вошла в обиход существенно позже. Скорее всего, это произошло под влиянием моды на восточные мотивы в одежде и с ростом могущества Персии на рубеже XVI–XVII вв. Впрочем, до этого европейцы носили высокую обувь в утилитарных целях: съемная или являющаяся частью обуви платформа позволяла перемещаться по грязным городским улицам. Отдельного упоминания заслуживают чопины — высокая обувь которой пользовались венецианки с XV века. Порой высота чопинов, которая быстро стала признаком благородного происхождения, достигала полуметра — ходить в них дамы могли только с помощью служанок. Попытки городских властей ввести ограничения на высоту чопинов успехом не увенчались.
Каблук, поднимавший над землей пятку, а не всю стопу, стал распространяться среди европейской знати ближе к концу XVI века. Особый интерес к такой обуви проявили мужчины — туфли на каблуке прибавляли владельцу роста.
Каблуки быстро превратились в символ власти и высокого общественного статуса. Надевший обувь на каблуке не мог (да и не хотел) подолгу перемещаться на своих двоих, ведь это — удел простолюдинов, а человека уважаемого всегда ждала карета или носилки.
Достаток мужчины определялся высотой его каблука. Разумеется, самые экстравагантные туфли, в которых можно было лишь сидеть или стоять, принадлежали королям — смотря на подданных свысока, правители напоминали о своем могуществе. Королевы той поры тоже возвышали себя: обувь на каблуке носили в XVI веке Елизавета I и Екатерина Медичи.
Король-солнце и «лубутены»
Одной из самых известных исторических личностей, всей душой полюбивших обувь с высоким каблуком, был французский монарх Людовик XIV, занимавший престол в 1643–1715 гг. На портретах «король-солнце» изображен в изысканных туфлях, обтянутых красной атласной материей.
Нельзя сказать, что это было нововведение — до него красную обувь носили, например, правители Византии и понтифики, но строгую моду на каблуки такого цвета в своем окружении ввел именно Людовик XIV. «Модный диктатор» запретил всем, кто не носил соответствующую обувь, появляться при его дворе.
Он пристально следил за тем, чтобы окружающие одевались по придуманным им же стандартам: надевали красивые, но страшно неудобные туфли и носили их целыми днями, доказывая свою лояльность. В 1670 году он провозгласил, что только представители благородного сословия могут носить каблуки.
Людовик XIV сыграл важную роль в истории моды и вдохновил Кристиана Лубутена на создание знаменитой обуви с красной подошвой. Легенда гласит, что в 1992 году дизайнер провел эксперимент: одолжив у своей ассистентки алый лак для ногтей, он раскрасил им подошвы пары обычных черных туфель на высоком каблуке. В 2008 году Лубутен запатентовал свое изобретение — примерно на это время пришелся пик популярности обуви, названной в честь своего создателя.
Мода, лишенная логики
К концу XVII века женщины в Европе привыкли носить обувь на каблуке, но спустя век, во времена Французской революции, всё вновь изменилось. Ассоциироваться с членами королевской семьи стало не только неприличным, но и опасным. Экстравагантная мода до поры ушла в прошлое, а сторонники свободы, равенства и братства предпочли ботинки на плоской подошве.
Робкое возвращение каблука состоялось уже в XIX веке, но чудесным образом он остался нужен только женщинам. В эпоху рационализма ученые мужи впервые заключили, что обувь на каблуке неудобна и непрактична, поэтому «иррациональные» капризы лучше оставить дамам. Высокие каблуки все чаще стали восприниматься как обязательный элемент женственного образа. Поспособствовало этому и развитие фотографии. Первые фотографы заметили, что фигура на каблуках выглядит более привлекательной, статной и соблазнительной.
Во второй половине столетия обувь на каблуке уже носили женщины всех классов и сословий. Даже крестьянки и представительницы городской бедноты вынуждены были жертвовать удобством ради красоты. По иронии судьбы обувь, созданная для того, чтобы демонстрировать мужественность, спустя пару веков оказалась символом женственности, а каблук из запретного предмета роскоши и символа порока стал общественно одобряемым и даже обязательным.
ЗА ОКЕАНОМ
Стиль дикого Запада
В то время как в Европе XIX века мужчины перестали носить обувь на каблуке, в Америке воплощением храбрости и брутальности стали ковбои, носившие сапоги на небольшом и немного скошенном каблуке, который, как и за тысячу лет до этого, помогал лучше держаться в седле.
Поступь Голливуда
Рубиновые туфельки Дороти из фильма «Волшебник страны Оз» в 1939 году вызвали новую волну популярности каблуков всевозможных форм и размеров. В 1940-х годах женщины открыли для себя туфли и сапоги на танкетке, а 1950-е стали временем триумфа шпильки. Тонкий каблук-«стилет» придумал дизайнер Роже Вивье, работавший в модном доме Кристиана Диора. Туфли на шпильке покорили Голливуд: их носили среди прочих Мэрилин Монро, Одри Хепберн и Грейс Келли.
Во второй половине прошлого века обувь на каблуке пережила несколько взлетов и падений. В 1970-х под влиянием второй волны феминизма предпочтение отдавали более комфортным туфлям и ботинкам на плоской подошве. Тогда же появились первые исследования о вреде каблуков: ученые рассказывали, что их постоянно ношение вызывает неестественный изгиб позвоночника, провоцирует повышенную нагрузку на стопы и приводит к развитию варикоза.
Репутация каблука отчасти восстановилась в 1980-х благодаря музыкантам: шпильки носила Мадонна, а массивные платформы — Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри. Рок-звезды вернули каблуки в мужской гардероб, но надевали их в основном на сцене, в то время как в повседневной жизни обувь на каблуках оставалась и в основном остается частью женского образа.
«Поставь себя на ее место»
В XXI веке обувь на каблуке стала не только частью модных образов, но и способом выразить протест или солидарность. В штате Калифорния с 2001 года проходит благотворительная акция Walk a mile in her shoes (дословно — «Пройди милю в ее обуви», образно — «Поставь себя на ее место»). Мужчины, надев туфли на шпильке, участвуют в марше против неравенства и насилия.
Название акции отсылает к поговорке «Ты не поймешь другого человека, пока не пройдешь милю в его ботинках». Участники воспринимают этот призыв буквально и, надев яркие «лодочки», преодолевают ту самую милю. Они признают, что без доли сноровки ходить на каблуках нелегко, но этот опыт помогает задуматься о гендерных стереотипах. За последние два десятилетия акция распространилась на несколько городов США и Канады.