Наверное, всем известно, что построенный в Лондоне в 1599 году театр «Глобус», где шли пьесы Уильяма Шекспира, был художественным и культурным центром елизаветинской эпохи. Но гораздо меньше известно о том, что в окружающем театр лондонском районе Бэнксайд в те времена было множество специальных арен, на которых публике демонстрировали гораздо более грубое и жестокое зрелище — травлю собаками различных животных, чаще всего медведей.
Во времена Шекспира посещение этих кровавых представлений было невероятно популярным видом развлечения. Травли медведей собаками устраивались в Лондоне на протяжении более чем столетия, с 1540-го по 1682 год. Официально эта практика была запрещена в Англии только в 1835-м.
Что известно о травле медведей собаками в елизаветинской Англии
Чтобы лучше понять, как была устроена жизнь в Англии во времена Шекспира, исследователи из Йоркского и Ноттингемского университетов, статья которых опубликована в журнале
Анализ найденных костей показал, что собак и медведей содержали вместе и кормили останками старых лошадей и друг друга. Собаки, которых использовали для травли, были необычно крупными для Англии того времени — около 60-80 сантиметров в холке, как большая современная немецкая овчарка или немецкий дог. Скорее всего, это были мастифы, считают ученые.
Этим мастифам было по два-три года, то есть они погибали в молодом возрасте. При этом на костях многих из них остались следы заживших переломов — это говорит о том, что они прожили, по крайней мере, шесть или более недель после ранения, а значит, о собаках заботились.
То же самое, как ни удивительно, можно сказать и о медведях — несмотря на травлю, они не были «расходным материалом», так как стоили очень дорого — примерно в восемь раз дороже лошади. В Англию медведей ввозили с континента, и гибель каждого вводила владельца «медвежьего сада» в большие расходы.
Кроме того, среди медведей, кости которых исследовали ученые, не было ни одного моложе четырех лет. Поскольку известно, что их ловили еще медвежатами, это может свидетельствовать о том, что в первые несколько лет жизни животных не использовали для травли, а обучали танцам и другим трюкам, чтобы те выступали перед публикой в популярных развлекательных представлениях.
«Это чрезвычайно неприятная тема, но феномен травли имеет решающее значение для понимания, как английская публика времен Шекспира воспринимала театральные постановки», —
Другие археологи ранее установили, что в жестоких представлениях на арене Колизея участвовали таксы.