Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Медведь стоил как 8 лошадей: в Лондоне времен Шекспира устраивали жестокие представления с дикими животными

Англичане елизаветинской эпохи воспринимали спектакли в «Глобусе» и травлю зверей как явления одного порядка, говорят историки

19 февраля 2025Обсудить
Травля медведя собаками, Англия эпохи Елизаветы Первой | Источник: De Luan via Legion Media

Травля медведя собаками, Англия эпохи Елизаветы Первой

Источник:

De Luan via Legion Media

Наверное, всем известно, что построенный в Лондоне в 1599 году театр «Глобус», где шли пьесы Уильяма Шекспира, был художественным и культурным центром елизаветинской эпохи. Но гораздо меньше известно о том, что в окружающем театр лондонском районе Бэнксайд в те времена было множество специальных арен, на которых публике демонстрировали гораздо более грубое и жестокое зрелище — травлю собаками различных животных, чаще всего медведей.

Во времена Шекспира посещение этих кровавых представлений было невероятно популярным видом развлечения. Травли медведей собаками устраивались в Лондоне на протяжении более чем столетия, с 1540-го по 1682 год. Официально эта практика была запрещена в Англии только в 1835-м.

Травля медведя, рисунок на полях из Псалтири Латтрелла, ок. 1320–1340 годов, Англия | Источник: World History Archive via Legion Media

Травля медведя, рисунок на полях из Псалтири Латтрелла, ок. 1320–1340 годов, Англия

Источник:

World History Archive via Legion Media

Что известно о травле медведей собаками в елизаветинской Англии

Чтобы лучше понять, как была устроена жизнь в Англии во времена Шекспира, исследователи из Йоркского и Ноттингемского университетов, статья которых опубликована в журнале Antiquity, проанализировали находки, сделанные в Бэнксайде на девяти археологических памятниках елизаветинской эпохи. Там располагались так называемые «медвежьи сады» — места, где содержали животных, используемых в представлениях с травлей.

Источник: World History Archive via Legion Media
Источник:

World History Archive via Legion Media

Анализ найденных костей показал, что собак и медведей содержали вместе и кормили останками старых лошадей и друг друга. Собаки, которых использовали для травли, были необычно крупными для Англии того времени — около 60-80 сантиметров в холке, как большая современная немецкая овчарка или немецкий дог. Скорее всего, это были мастифы, считают ученые.

Этим мастифам было по два-три года, то есть они погибали в молодом возрасте. При этом на костях многих из них остались следы заживших переломов — это говорит о том, что они прожили, по крайней мере, шесть или более недель после ранения, а значит, о собаках заботились.

Травля медведя собаками в Англии, иллюстрация из книги The Romance of the Nation 1934 года издания | Источник: The Print Collector / Heritage-Images via Legion Media

Травля медведя собаками в Англии, иллюстрация из книги The Romance of the Nation 1934 года издания

Источник:

The Print Collector / Heritage-Images via Legion Media

То же самое, как ни удивительно, можно сказать и о медведях — несмотря на травлю, они не были «расходным материалом», так как стоили очень дорого — примерно в восемь раз дороже лошади. В Англию медведей ввозили с континента, и гибель каждого вводила владельца «медвежьего сада» в большие расходы.

Кроме того, среди медведей, кости которых исследовали ученые, не было ни одного моложе четырех лет. Поскольку известно, что их ловили еще медвежатами, это может свидетельствовать о том, что в первые несколько лет жизни животных не использовали для травли, а обучали танцам и другим трюкам, чтобы те выступали перед публикой в популярных развлекательных представлениях.

Шоу с участием медведя и собак в Лондоне, 1821 г. | Источник: Florilegius via Legion Media

Шоу с участием медведя и собак в Лондоне, 1821 г.

Источник:

Florilegius via Legion Media

«Это чрезвычайно неприятная тема, но феномен травли имеет решающее значение для понимания, как английская публика времен Шекспира воспринимала театральные постановки», — объясняет один из авторов исследования, профессор Ноттингемского университета Ханна О'Риган.

<p>Ханна О'Риган</p>

«Те же люди, которые ходили смотреть „Короля Лира“ и „Гамлета“, заглядывали на арены, чтобы увидеть травлю. Они не видели между этими представлениями никакой разницы».

Другие археологи ранее установили, что в жестоких представлениях на арене Колизея участвовали таксы.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения