Гонги, ханги и поющие чаши… Всё это не просто музыкальные инструменты, а медицинские приспособления. По крайней мере, так утверждают приверженцы саундхилинга — лечения звуком. «Вокруг света» при помощи саундхилера, физика и врача попытался разобраться, можно ли исцелить тело и душу с помощью такого рода терапии.
Истоки звукотерапии: Пифагор, «Братья чистоты» и «животные духи»
Саундхилинг — это комплекс практик, которые направлены на восстановление человека как физически, так и психологически. Термин происходит от английских слов sound и heal («звук» и «исцеление»), а корнями звукотерапия уходит в далекое прошлое.
«Испокон веков человечество использовало вибрации для улучшения жизни человека. Пифагор лечил людей музыкой, древние тибетцы использовали в тех же целях гармоничное звучание поющих чаш и колоколов. Гармоничные вибрации резонируют с нашим организмом не разрушая его, а, наоборот, восстанавливая работу внутренних процессов», — объясняет музыкант-психолог Игорь Волков.
Действительно, согласно книге Мартина Веста «Музыкальная терапия в античности», именно древние греки одними из первых прибегли к попыткам излечиться с помощью звуков. Это, к слову, отражено и в мифе об Орфее — певце-прорицателе, чьи песни творили настоящие чудеса: успокаивали хищников и останавливали бури.
Древнегреческий философ Порфирий в своем сочинении «Жизнь Пифагора» писал, что великий мыслитель и математик был уверен в пользе определенных музыкальных гармоний для тела:
Именно Пифагор в итоге определил звуки древнейшей музыкальной гаммы. Кроме того, он был убежден, что каждое из небесных светил также имеет свой звук, однако люди не слышат этого, так как привыкли к ним с детства.
В IХ веке древнегреческую идею о целебной музыке развило мусульманское сообщество ученых «Братья чистоты». По мнению его участников, звуки струн уда (арабский музыкальный инструмент) влияют на телесные жидкости и на их баланс.
В XVIII веке за изучение целительной силы музыки взялся английский врач Ричард Броклсби. В «Размышлениях об античной и современной музыке» он писал, что бодрые мелодии разгоняют меланхолию и даже порой заставляют страдающих от нее людей пускаться в пляс, восстанавливая их душевное и физическое здоровье. Броклсби придерживался теории, похожей на идею «Братьев чистоты», это была теория о «животных духах» — жидкостях, двигающихся по нервным волокнам. Врач считал, что музыка могла приводить эти «жидкости» в гармоничное состояние.
В ХХ веке музыку стали использовать в больницах. Так, в начале 1910-х американский хирург Эван О’Нил Кейн включал успокаивающие мелодии во время операций, проводившихся под местной анестезией. А в 1918 году основы музыкотерапии и вовсе начали преподавать в Колумбийском университете.
Саундхилинг для души и тела
По словам Игоря Волкова, основа саундхилинга — это вибрации. В современном саундхилинге существуют два основных направления. Первое связано с использованием звуков во время медитации для очистки сознания.
«Дело в том, что мы живем паттернами, а, к примеру, поющая чаша звучит неравномерно. Сознание запоминает паттерн вибрации и расслабляется. Это можно только ощутить. Тяжело описать это, так как каждый человек пропускает этот опыт через свою призму восприятия. Могу лишь сказать про себя, что при воздействии вибраций мысли будто структурируются в голове, перестают создавать лишний шум», — поясняет Волков.
Второе направление предполагает использование звуков в сочетании с физическим воздействием на тело — массажем. Если в медитации могут использоваться любые музыкальные инструменты, которые дают вибрацию и гармонию, то в массажных практиках важны именно поющие чаши, создающие в тканях организма вибрации, способствующие расслаблению мышц.
«Есть теория об автоколебательной системе. Она гласит, что каждый объект в этой вселенной, колеблется с определенной частотой, включая наши внутренние органы. Если орган работает некорректно, то и вибрировать он будет с другой частотой, отличной от той, которая заложена в него природой, и есть мнение, что чашей можно войти в резонанс с органом и исцелить его, — говорит Игорь Волков. — Но я как прагматик подчеркну важный момент. Чаши действительно удивительные, но они не являются панацеей. Чаши не исцеляют. Исцеляется сам человек. У него работают воображение, иммунитет и другие механизмы самовосстановления. Чаша лишь создает атмосферу для этого».
По словам Волкова, саундхилинг изменил и его жизнь. Регулярные медитации помогли избавиться от панического ощущения неуверенности в завтрашнем дне и достичь состояния внутренней гармонии. В результате он перестал бояться неизвестности и решился на переезд из Подмосковья в Азию.
Что думает о звукотерапии наука
Звуковые технологии в медицине используются уже довольно давно, потому что кажутся безопасными и безвредными. Но это не практики саундхилинга, описанные выше. По словам ученого-физика и автора научно-популярного подкаста «Белка и Стрелка» Амины Мирсакиевой, в сфере доказательной медицины звуковые технологии представлены в основном в виде ультразвука низкой интенсивности.
«Технология Low-Intensity Pulsed Ultrasound (LIPUS) воздействует небольшими порциями, поэтому нагревания не происходит. Безопасность технологии была впервые показана в 1930-х, а в 1994 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США зарегистрировало первый коммерческий аппарат на основе LIPUS. Самое первое применение этой технологии — заживление переломов. Так, с помощью ультразвука низкой интенсивности срок заживления перелома сокращается до 40%, — рассказывает Мирсакиева.
Стоит отметить, что авторы опубликованного в 2017 году обзора применения ультразвука при лечении свежих переломов
Между тем врач-терапевт, ведущий специалист клиники «Семейная» Александр Лаврищев отмечает, что существуют некоторые научные данные, свидетельствующие о том, что прослушивание бинауральных ритмов (слуховая иллюзия, возникающая, когда в оба уха одновременно поступают сигналы с двумя разными частотами) может способствовать расслаблению, снижению тревожности, улучшению концентрации и внимания. Однако не существует доказательств, что эффект обусловлен именно изменением активности головного мозга.
«Например,
При этом врач отмечает, что простое прослушивание субъективно приятной музыки в спокойной атмосфере также вызывает увеличение активности альфа-волн. Дело в том, что наш мозг представляет собой сложную систему из ежесекундно адаптирующихся под изменение окружающей среды элементов, их биоэлектрической активности и результатов сложения этих факторов.
«Если говорить еще проще: наш мозг за секунду „поедает“ столько стимулов, сохраняя при этом стабильность и способность к адаптации, что надеяться на то, что звуковые колебания изменят активность всей этой огромной системы — означает надеяться, например, на то, что бросок камня в воду вызовет туман на противоположном конце Земли», — подытоживает он.