Санкции перекроили российский авторынок: доля машин европейского, американского и японского производства сократилась до нескольких процентов, тогда как на китайские автомобили по итогам восьми месяцев 2023 года пришлось 92% всех импортированных машин. В основном это модели китайских брендов, однако из Поднебесной можно привозить и новые Mercedes-Benz, BMW, Audi, Cadillac или Land Rover местного производства. Об особенностях этих автомобилей премиум-класса Vokrugsveta.ru рассказал директор китайского дивизиона автокомпании China Car Club Александр Сероштанов.
История вопроса
У всех ведущих автоконцернов есть совместные предприятия с китайскими брендами. Так, партнером Mercedes-Benz является BAIC, BMW работает с Brilliance, Cadillac — с SAIC, Jaguar Land Rover — с Chery, а компания Audi и вовсе собирает машины на заводах FAW и SAIC. Список популярных моделей, которые «прописались» в Китае, постоянно пополняется.
Западные автопроизводители не сразу решились собирать свои автомобили в Китае: очевидно, им мешали стереотипы о низком качестве китайских товаров. В потенциал рынка КНР первыми поверили топ-менеджеры Volkswagen: в начале 1980-х немецкий автогигант рискнул организовать в Поднебесной серийное производство и не прогадал. Емкость местного авторынка оказалась колоссальной, конкурентов практически не было, и скоро доступные «Фольксвагены» китайской сборки стали продаваться на «родине» миллионными тиражами.
Затем маркетологи Volkswagen заметили потребность китайского рынка в премиальных моделях и запустили в Китае сборку модели Audi 100. Ход оказался удачным: спустя 35 лет Китай является ключевым рынком для Audi, а модельный ряд этого бренда в КНР шире, чем где бы то ни было в мире.
Конкуренты Volkswagen не сразу согласились на условия китайских властей, отстав более чем на десятилетие: массовое производство BMW в КНР началось только в 2003-м, Mercedes-Benz задержался до 2005-го, а Jaguar Land Rover и вовсе до 2012 года.
Любопытно, что при одинаковом названии китайские версии «глобальных» моделей отличаются не только на уровне комплектаций, но и моторной линейкой и даже деталями кузова!
Найдите N отличий
Организация производства седанов и кроссоверов для китайского рынка учитывает местную специфику. По сути, речь идет о другом инженерном подходе: во главу угла ставится комфорт задних пассажиров, а покупатель «массового премиума» должен получить максимум автомобиля за адекватные деньги.
Привычных версий автомобилей с дизельными двигателями в Китае нет и в помине: такие моторы не пользуются спросом, поэтому их адаптация к местным экологическим нормам нецелесообразна. Также в КНР не встретить премиум-моделей местной сборки с двигателями рабочим объемом более 2,5 литра: «золотым стандартом» являются 2,0-литровые четырехцилиндровые турбомоторы. Главной «жертвой» такого подхода можно считать Cadillac — если в США марка ассоциируется с мощными моторами V8, то в Китае компании приходится выпускать машины с двигателями объемом до 2 литров.
Еще один нюанс — сокращенная линейка версий с полным приводом. Седаны с четырьмя ведущими колесами бывают только в топ-комплектациях, и даже кроссоверы с моноприводом не редкость. Равнодушны китайцы и к «спортивным» обвесам. Базовые немецко-китайские седаны для бизнес-такси оснащены небогато: в начальных комплектациях нет ни кожаного салона, ни «умных» фар, ни адаптивного круиз-контроля.
Преимущества у китайской сборки тоже есть. Почти все машины для внутреннего рынка отличаются увеличенной колесной базой. Mercedes-Benz предлагает «растянутые» C-Class, E-Class и GLC, BMW — X1, X3, X5, 3-Series и 5-Series, Audi — A4, A6 и A7, а Land Rover — уникальный Evoque L. Прибавка составляет от 10 до 15 сантиметров, и этого хватает, чтобы задние пассажиры чувствовали себя так, будто находятся в автомобиле классом выше.
Хотя некоторые перечисленные особенности производства машин в Китае могут показаться странными, каждой из них найдется свое объяснение.
Чем обусловлена специфика премиальных автомобилей для китайского рынка
Малообъемные двигатели — ответ автопроизводителей на налоговую политику Китая. В Поднебесной ставка считается от рабочего объема двигателя (в России — от мощности). К примеру, за автомобиль с двигателем объемом до 2 литров придется заплатить в казну 5% от стоимости машины, до 2,5 литра — 9%. Затем ставки резко идут вверх — владельцу автомобиля с двигателем объемом более 4 литров придется платить транспортный налог в 40%.
Отсутствие полного привода на большинстве премиум-моделей китайской сборки объясняется хорошими дорогами и мягким климатом: четыре ведущих колеса нужны разве что в горных районах Китая, где особым спросом модели BMW и Mercedes-Benz не пользуются.
Феномен любви невысоких китайцев к просторным салонам и большому запасу пространства для ног связан со вкусами местной элиты. Высокопоставленные китайские чиновники с 1960-х годов ездили на лимузинах, а в 1980-е годы длиннобазные седаны получили партийные лидеры провинциального масштаба. Поначалу такие модели не поступали в свободную продажу, но постепенно запреты сняли, и вскоре удлиненные версии вытеснили с рынка обычные седаны. В 2010-е годы мода на «растянутый» кузов дошла до кроссоверов.
Почему западные автобренды подстраиваются под китайский рынок
Уникальные разработки с прицелом под единственный рынок — редкость для автопрома XXI века. Однако инвестиции в автомобили для Китая себя окупают. К примеру, в 2022 году компания Audi продала в Поднебесной 40% от всех выпущенных машин, BMW — 33%, а Mercedes-Benz — 37%.
Изначально западные автопроизводители снисходительно относились к китайским брендам и заключали партнерские соглашения только потому, что таковы были условия китайских властей в части локализации производства. Однако по мере увеличения доли электромобилей в общем объеме продаж ситуация меняется: Mercedes-Benz заинтересован в сотрудничестве с Geely и совместном развитии марки Smart, а в BMW используют наработки китайского концерна Great Wall, выпуская новое поколение хэтчбеков MINI. А некоторые модели немецких автобрендов и вовсе собираются только в Китае, скажем, все электрические кроссоверы BMW iX3 имеют шильдик «Made in China».