В 1672 году лондонский паб Whitefrairs' Tavern с округлым залом, где давали «все радости жизни за шиллинг», вошел в историю музыки.
Именно там Джон Банистер, скрипач, композитор и организатор капеллы «24 скрипки короля», получив от Карла II персональный патент на продажу билетов, дал первые в истории публичные концерты инструментальной музыки. А первый специализированный концертный зал — Holywell Music Room — был построен в Оксфорде, на Holywell Street, в 1748 году.
В отличие от Whitefrairs' Tavern зал существует и сейчас: по воскресеньям в нем проводятся Оксфордские кофейные концерты. Кофейными они называются потому, что билет Oxford Coffee Concerts гарантирует любителю музыки чашку кофе до или после концерта в одной из трех кофеен по соседству.
Кстати, музыку и кофе в Англии вообще связывает давняя дружба: в XVIII веке билет на концерт или спектакль можно было купить в кофейнях и пабах, но в первых только для великосветской публики, а во вторых для людей попроще.
Обыкновенный концерт
Оркестр вышел на сцену, гобой дает ля для настройки… Под аплодисменты слушателей выходит дирижер. Поклон залу, рукопожатие концертмейстеру первых скрипок, поворот к оркестру, приподнятые в ауфтакте руки… Зазвучала музыка, и тут уже не до того, чтобы присматриваться, кто, где и как сидит на сцене. Но если бы можно было остановить время и вглядеться, то стало бы ясно, что количество музыкантов и их рассадка подчинены строгой системе.
Так исторически сложилось, что симфонический оркестр бывает двух основных видов: классический (он же двойной) и романтический (тройной), сложившийся позднее. Оркестр называется двойным, или парным, — потому что исполнителей на деревянных духовых инструментах (флейта, гобой, кларнет, фагот) по двое, тройным — потому что по трое. Состав двойного оркестра можно увидеть на рисунке ниже.
Камерный (парный) симфонический оркестр
Дирижер (1).
Струнная группа: первые скрипки (2), концертмейстер первых скрипок (3), вторые скрипки (4), альты (5), виолончели (6), контрабасы (7).
Группа деревянных духовых: флейты (8), гобои (9), кларнеты (10), фаготы (11).
Группа медных духовых: валторны (12), трубы (13).
Группа ударных: представлен исполнитель партии литавр (14).
Тройной отличается от него тем, что в группе деревянных духовых в качестве третьих при необходимости появляются родственные инструменты — флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет (или кларнет-пикколо) и контрафагот. В группе медных добавляются тромбоны и туба, а также вдвое увеличивается количество труб и валторн.
Расширяется состав ударных: кроме литавр появляются барабаны, тарелки, тамтамы, ксилофон, маримбафон и прочие. Пропорционально увеличивается число струнных (до 40-60 исполнителей). В романтическом оркестре появляется арфа, а затем и фортепиано.
Количество инструментов оркестра и их рассадка, согласно исторической традиции, ориентированы на то, чтобы весь оркестр зазвучал как одно целое (как говорят музыканты, чтобы был «баланс звучания»), Помните, у Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь…»? Так вот, для оркестра рассадка важна. Она не зависит от типа оркестра и подчинена принципу трех планов.
На ближнем плане в центре — дирижер и солисты, «крылья» первого плана — струнная группа. Средний план — струнные, в центре него — деревянные духовые. На дальнем плане — медные духовые и ударные инструменты, иногда часть контрабасов. Такая схема сложилась во второй половине ХIX века. Наиболее известные ее разновидности — немецкая рассадка (скрипки справа и слева, виолончели в центре) и американская, она же бостонская (все скрипки с одной стороны, виолончели и контрабасы с другой). Однако уже с начала XX века количество музыкантов и схему рассадки часто задает композитор или дирижер.
Музыка из-под пальцев
Концерт возник в европейской городской культуре в эпоху Возрождения, когда сложился широкий слой музыкально образованных людей — профессиональных музыкантов и любителей.
Из тех же времен пришел и обычай воспринимать музыку «из-под пальцев музыканта». В этом присутствии при рождении музыки — суть концерта, в европейской традиции зрелища утонченного и требующего специально организованного пространства, каким был и остается концертный зал. Остается, несмотря на повсеместное проникновение компьютерных технологий, благодаря которым многие концертные залы Европы и Америки все чаще организуют интернет-трансляции концертов симфонической музыки.
Порой возникает чувство, что в скором будущем концертные залы будут не нужны, но, как говорят в сообществе музыкантов и музыковедов, их будут строить до тех пор, пока живы композиторы, пишущие симфонии.
Подтверждением могут служить несколько новых залов: Московский международный Дом музыки (проект «Товарищества театральных архитекторов» 2002 года), открытый в 2003 году в Лос-Анджелесе Концертный зал Уолта Диснея (Walt Disney Concert Hall) работы архитектора Фрэнка Гери или проект архитектора Захи Хадид, переоборудовавшей в 2009 году на время фестиваля зал художественной галереи в Манчестере в Камерный зал музыки И.С. Баха.
Разборчивый звук
Звукорежиссеры говорят: правильный зал — не тот, который построен по правилам, а тот, который хорошо звучит, в котором звук — и для слушателя, и для музыкантов — естественный и разборчивый. Чтобы добиться такого эффекта, нужно помнить, что звучание оркестра в концертном зале — это смесь прямого и отраженного (прежде всего от стен и потолка) звука.
В «правильном» зале в первую очередь отсутствуют архитектурные препятствия для звука и элементы, дробящие или искажающие его. Зато в «неправильных» их масса: колонны, постаменты, скульптуры и лепные украшения (1), а также элементы архитектуры с острыми углами (портал, 2), который еще и перегораживает звук) или гладкие широкие криволинейные поверхности. Такой же отрицательный эффект дают витражи, массивные хрустальные люстры. Наконец, портят звук обильная драпировка (3) и ниши: например, на этом рисунке опасным звукопоглотителем-нишей является сама сцена (4). В «неправильном» зале тоже есть зона с неплохим звуком (5, выделена цветом), но мест с плохим намного больше
«Архитектурные пространства концертных зрелищ»
Современные концертные залы, или согласно строгому определению «архитектурные пространства концертных зрелищ», делятся на несколько видов. Во-первых, по предназначению: специализированные (для одного типа концертов, например симфонический), универсальные концертные (для разных видов концерта, например филармонический), универсальные зрелищные (разные типы зрелищ — спортивно-концертный, киноконцертный или циркоконцертный, как в Утрехте) и многоцелевые (конгресс-концертные, как Culture and Congress Centre в Люцерне).
Во-вторых, по акустике: с естественной или искусственной, когда звук в зале формируется исключительно за счет звукоусиления.
И, в-третьих, по вместимости: камерные — не более 200 человек, малые — до 600, большие залы для естественной акустики — не более 2600, для искусственной акустики предел наполняемости зала не ограничивается.
Появление концертного зала — факт, очень много говорящий о городе, в котором он построен. Во-первых, почти наверняка такой город — культурный центр, в котором есть широкий слой художественно образованной публики, есть учреждения, в которых можно получить такое образование (в том числе и вузы), а горожанам свойственны привычки к чтению, слушанию музыки и хождению в театр.
Во-вторых, этот город, скорее всего, окажется и достаточно крупным научным центром, ведь концертный зал — это высокотехнологичное сооружение, требующее специальных знаний и умений (чего стоит одна лишь задача обеспечить качественные акустические условия для естественного звучания разных исполнительских коллективов).
В-третьих, с высокой вероятностью этот город часто посещают гастролеры, а следовательно, в нем развиты транспортная сеть и туристический бизнес.
Наконец, такой город явно будет региональным финансовым и бизнес-центром: его жители должны иметь высокий уровень доходов, чтобы тратиться на интеллектуальные зрелища, а в бизнес-сообществе существовать условия для появления меценатов и спонсоров, готовых вложить средства в развитие городской культуры.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2010, частично обновлен в январе 2024