На огромном пространстве от верховьев Амура и до реки Эльбы, от степей Монголии и до гор Кавказа встречаются большие каменные стелы с выбитыми изображениями воинов или животных. Довольно часто на них запечатлены олени с ветвистыми рогами и почти птичьими мордами. Отсюда и пошло их название — оленные камни. Эти памятники — символы давно ушедшей эпохи, зашифрованные послания, смысл которых человечество только учится понимать.
Археологи относят оленные камни к концу бронзового — началу железного веков, то есть к концу второго — первому тысячелетию до н. э. Специалисты отмечают, что монументы не связаны с какой-то одной культурой. Так, в Монголии и Забайкалье стелы с оленями нередко находятся вблизи плиточных могил. В Туве они стоят рядом с курганами уюкской культуры.
Многие оленные камни антропоморфны. Как правило, древние мастера схематично — одной чертой — обозначали голову, а ниже изображали пояс. В нижней части довольно часто фиксируются изображения ножей, топоров, колчанов. Известны крайне редкие контуры лодок.
Образ человека, который угадывается в камнях, весьма обобщен. По мнению археолога Виталия Волкова, это образ вождя или героя-первопредка. Но не все согласны с такой трактовкой. Некоторые исследователи считают, что каждое изваяние — не что иное, как памятник конкретному человеку.
Примечательно, что кроме оленей, на стелах встречаются начертания других животных: лошадей, горных козлов, куланов, кабанов. И все-таки, судя по многочисленности памятников, художники уделяли большое внимание именно оленям. Очевидно, что эти животные пользовались особым почитанием у разных племен Евразии. Однако истоки и смысл культа оленей во многом остается загадкой.
Академик Алексей Окладников считал, что олени ассоциировались у племен с солнцем. В подтверждение своей мысли он приводил изображения, выбитые на знаменитом Иволгинском оленном камне, найденном в XIX веке в 22 верстах от Верхнеудинска. На гранитной поверхности камня вытесаны летящие олени с клювовидными мордами и огромными ветвящимися рогами. На одной из сторон монумента над оленями есть зеркала со стержнем. С противоположной стороны над животным имеется два круга.
«Сияющее зеркало издавна служило в мифологии различных древних народов двойником и символом солнечного диска. В свою очередь, еще в каменном веке солнце представлялось в образе живого космического существа, оленя с сияющими нестерпимым блеском золотыми рогами, пробегающего за день весь небосклон, от востока до запада. И именно поэтому, чтобы не было никаких сомнений, художник бронзового века высек на плите не просто оленя, а оленя с солнечным диском над рогами — Оленя Золотые Рога».
А.П. Окладников
Почему же оленьи рога в сознании древних людей были связаны с солнцем? Ответ на этот вопрос следует искать в палеолитических пещерах, где первобытные художники создали настоящие художественные галереи. В их творчестве олени занимали не последнее место: как и кочевники эпохи бронзы, палеолитические мастера тщательно прорисовывали неестественно большие ветвистые оленьи рога.
Рога — турнирное оружие оленей, которое используется в борьбе за обладание самками. Поэтому вполне логично предположить, что гиперболизированные изображения рогов обозначали плодородие. В свою очередь идеи приумножения дичи, стад во многих культурах были связаны с культом солнца.
Интересно, что в мифологии преследование оленя иногда символизирует солнечный цикл. Например, Геракл гнался за златорогой керенейской ланью ровно год. Сюжеты охоты на «солнечного» оленя присутсвуют в фольклоре бурят, эвенков, тофоларов. Женщины нганасан во время главного сезонного праздника становились в круг (символ солнца) и подражая звукам важенки, самки северного оленя, молились о плодородии.
Возможно, причины того, что образ оленя в разные времена и у разных народов имел сходную семантическую нагрузку, кроются в физиологии самого животного. Так, гон у лосей, маралов, благородных и северных оленей приходится на осень, когда происходит увядание природы, солнце с каждым днем все раньше скрывается за горизонтом. Прорастание молодых рогов у большинства видов оленей начинается в феврале-марте. Это время, когда образуются проталины на снегу, сильнее пригревает солнце, увеличивается продолжительность дня. Рост рогов продолжается с марта по сентябрь, с весеннего до осеннего равноденствия. Несомненно, эта связь не могла остаться незамеченной первобытными охотниками. Она находила отражение в произведениях искусства, устных преданиях, религиозных представлениях.
Выходит, что совпадения астрономических и биологических ритмов послужили первоосновой для отождествления оленей с солнцем и формирования оленного культа.
Известный археолог, доктор исторических наук Михаил Константинов называет еще одну причину, по которой златорогие олени были почитаемы у создателей оленных камней. Он обратил внимание, что сибирским охотникам издавна были хорошо известны целебные свойства только что наросших рогов благородного оленя — пантов. Михаил Васильевич пишет:
«Отсюда становится понятно, что изображение оленей с большими ветвистыми рогами — это символическая забота о здоровье и умножении потомства. Это пожелание блага роду, племени и народу. Это стремление к долгой жизни сначала под реальным солнцем, а после земной кончины — возобновление жизни в неизведанном темном мире — под солнечным диском, обозначенным на оленном камне».
То есть, по мнению ученого, оленный камень — память о мертвых и забота о живых.
Такое понимание оленных камней позволяет взглянуть на кочевников давно минувшего прошлого, как на людей, которым, как и нам, были близки скорбь по умершим, стремление помочь близким, сохранить для потомков важные идеи.